Наталья Кучерявенкова: «Мы работаем с людьми, когда им труднее всего»
11:44 22.11.2023
Психологическая служба Главного управления МЧС России по Брянской области состоит из 4 специалистов: старший инспектор-психолог отдела медико-психологического обеспечения УМТО – Наталья Сергеевна Кучерявенкова, психологи группы по медицинскому и психологическому обеспечению отдела медико-психологического обеспечения УМТО – Анна Владимировна Лебедева и Ирина Олеговна Гориславская, психолог медико-психологической службы специализированной пожарно-спасательной части ФПС – Марина Александровна Храмченко.
Деятельность психологической службы, также как и других подразделений, можно представить охарактеризовать различными показателями. О них и о своей работе в День психолога, 22 ноября, рассказывает Наталья КУЧЕРЯВЕНКОВА, старший инспектор-психолог отдела медико-психологического обеспечения.
- С начала 2023 года нашими специалистами проведено более 150 занятий по психологической подготовке, обработано более психодиагностических 5000 тестов и методик, написано более 160 психодиагностических заключений, проведено более 1100 мероприятий по психологической профилактике, а также завершены более 500 мероприятий по психологической коррекции, в том числе с использованием оборудования, входящего в состав комнат психоэмоциональной разгрузки Главного управления. С момента начала специальной военной операции специалисты психологической службы оказали помощь более 160 раз, в том числе вынужденным переселенцам из ДНР и ЛНР. Более 60 раз привлекались к оказанию помощи пострадавшим в результате ДТП, паводка, происшествий на воде, сопровождению траурных мероприятий.
- Расскажите, пожалуйста, в чём в основном заключается работа психолога МЧС России?
- Деятельность нашей службы сосредоточена в двух направлениях: работа с нашими сотрудниками и оказание экстренной психологической помощи населению в зонах чрезвычайных ситуаций и при пожарах.
Работа с личным составом начинается с оценки профессионально важных качеств, которые помогут быть успешными в системе МЧС России, затем профессиональная психологическая подготовка, обязательная диагностика профессионального выгорания, а также профилактика негативных последствий профессиональной деятельности и, если требуется, коррекционные мероприятия.
- Какими психологическими качествами должен обладать сотрудник МЧС?
- Нет однозначного набора таких качеств, каждое направление работы (спасатель, пожарный, водитель, психолог) определяет свой перечень качеств. Конечно, можно выделить основные, которые помогут в работе в экстремальных условиях. Например, стрессоустойчивость, коммуникативность, развитые внимание и память, умение работать в команде, соблюдение морально-этических норм, ответственность и другие.
- А сами спасатели обращаются к вам за помощью?
- В трудной ситуации наши мужественные сотрудники нередко предпочитают «быть сильными и справляться самостоятельно». Однако мы стараемся не только с «официальными» визитами приходить к личному составу, но и формировать доверительные отношения в беседах, профилактических мероприятиях. Это помогает нашим сотрудникам обращаться за помощью или «просто поговорить», когда того требует ситуация.
- Наверное, самая тяжелая работа связана с общением с теми, кто потерял близких…
- Работа в экстренной ситуации действительно не простая. Мы работаем с людьми, когда им труднее всего, когда, как им кажется, жизнь остановилась, и никто и ничто им не может помочь справиться с этим. И вместе с тем мы сами, будучи специалистами, находимся в условиях чрезвычайной ситуации, которая не может не оказывать воздействие и на нас. Тут очень важно быть в профессиональной позиции, иметь внутреннюю готовность работать и понимать, что это профессиональная деятельность, которая направлена на помощь человеку. Если что-то не получается, и психолог чувствует, что ситуация затронула его личные чувства и переживания, нужно без стеснения попросить коллегу заменить его на этом участке работы, а самому обязательно разобраться в причинах, обратиться к психологу.
- Можно ли помочь человеку в экстренной ситуации, не имея навыков работы психологом?
- Конечно можно. В экстренной ситуации очень важно, чтобы пострадавший не был один. Важно быть рядом с человеком, узнать есть ли у него травмы и нужна ли медицинская помощь. Обязательно дать возможность рассказать о том, что произошло, узнать кому из близких можно позвонить. Если человек плачет или собирается заплакать - это правильное и самое полезное состояние. Часто возможность поплакать и рассказать о несчастье, поделиться переживаниями и чувствами на первых этапах может запустить правильный процесс проживания трудной ситуации.
Деятельность психологической службы, также как и других подразделений, можно представить охарактеризовать различными показателями. О них и о своей работе в День психолога, 22 ноября, рассказывает Наталья КУЧЕРЯВЕНКОВА, старший инспектор-психолог отдела медико-психологического обеспечения.
- С начала 2023 года нашими специалистами проведено более 150 занятий по психологической подготовке, обработано более психодиагностических 5000 тестов и методик, написано более 160 психодиагностических заключений, проведено более 1100 мероприятий по психологической профилактике, а также завершены более 500 мероприятий по психологической коррекции, в том числе с использованием оборудования, входящего в состав комнат психоэмоциональной разгрузки Главного управления. С момента начала специальной военной операции специалисты психологической службы оказали помощь более 160 раз, в том числе вынужденным переселенцам из ДНР и ЛНР. Более 60 раз привлекались к оказанию помощи пострадавшим в результате ДТП, паводка, происшествий на воде, сопровождению траурных мероприятий.
- Расскажите, пожалуйста, в чём в основном заключается работа психолога МЧС России?
- Деятельность нашей службы сосредоточена в двух направлениях: работа с нашими сотрудниками и оказание экстренной психологической помощи населению в зонах чрезвычайных ситуаций и при пожарах.
Работа с личным составом начинается с оценки профессионально важных качеств, которые помогут быть успешными в системе МЧС России, затем профессиональная психологическая подготовка, обязательная диагностика профессионального выгорания, а также профилактика негативных последствий профессиональной деятельности и, если требуется, коррекционные мероприятия.
- Какими психологическими качествами должен обладать сотрудник МЧС?
- Нет однозначного набора таких качеств, каждое направление работы (спасатель, пожарный, водитель, психолог) определяет свой перечень качеств. Конечно, можно выделить основные, которые помогут в работе в экстремальных условиях. Например, стрессоустойчивость, коммуникативность, развитые внимание и память, умение работать в команде, соблюдение морально-этических норм, ответственность и другие.
- А сами спасатели обращаются к вам за помощью?
- В трудной ситуации наши мужественные сотрудники нередко предпочитают «быть сильными и справляться самостоятельно». Однако мы стараемся не только с «официальными» визитами приходить к личному составу, но и формировать доверительные отношения в беседах, профилактических мероприятиях. Это помогает нашим сотрудникам обращаться за помощью или «просто поговорить», когда того требует ситуация.
- Наверное, самая тяжелая работа связана с общением с теми, кто потерял близких…
- Работа в экстренной ситуации действительно не простая. Мы работаем с людьми, когда им труднее всего, когда, как им кажется, жизнь остановилась, и никто и ничто им не может помочь справиться с этим. И вместе с тем мы сами, будучи специалистами, находимся в условиях чрезвычайной ситуации, которая не может не оказывать воздействие и на нас. Тут очень важно быть в профессиональной позиции, иметь внутреннюю готовность работать и понимать, что это профессиональная деятельность, которая направлена на помощь человеку. Если что-то не получается, и психолог чувствует, что ситуация затронула его личные чувства и переживания, нужно без стеснения попросить коллегу заменить его на этом участке работы, а самому обязательно разобраться в причинах, обратиться к психологу.
- Можно ли помочь человеку в экстренной ситуации, не имея навыков работы психологом?
- Конечно можно. В экстренной ситуации очень важно, чтобы пострадавший не был один. Важно быть рядом с человеком, узнать есть ли у него травмы и нужна ли медицинская помощь. Обязательно дать возможность рассказать о том, что произошло, узнать кому из близких можно позвонить. Если человек плачет или собирается заплакать - это правильное и самое полезное состояние. Часто возможность поплакать и рассказать о несчастье, поделиться переживаниями и чувствами на первых этапах может запустить правильный процесс проживания трудной ситуации.