Студенты – психологи проходят практику в Главном управлении МЧС России по г. Москве
15:22 10.10.2023
Для специалистов психологической службы Главного управления МЧС России по г. Москве уже стало доброй традицией проводить для студентов-психологов Московских вузов занятия в рамках учебно-ознакомительной практики.В этом году Главное управление посетили студенты третьего и пятого курсов факультета экстремальной психологии Московского государственного психолого-педагогического университета.
Кто-то из них уже посещал управление в рамках предыдущей практики, кто-то пришёл впервые. Но всем было интересно услышать о специфике деятельности Главного управления и его подразделений, об истории создания психологической службы, ее структуре и особенностях, целях и задачах, стоящих перед специалистами службы.
Важно помнить, что для того, чтобы трудоустроиться в МЧС России, необходимо пройти профессионально-психологический отбор. Регулярно психологи проводят, с уже действующими сотрудниками, обязательные диагностические мероприятия для того, чтобы определить, оказывает ли профессиональная деятельность негативное влияние на психологическое благополучие или нет, а также проводится много других психологических процедур.
В связи с этим требуются квалифицированные специалисты, которые могут проводить все необходимые диагностические мероприятия. Студенты, которые направлены из университета в Главное управлении МЧС России по г. Москве для прохождения практики, проходят обучение по направлению «Психология служебной деятельности», а данное направление нацелено на подготовку именно таких специалистов.
«У нас сегодня с Вами еще одна встреча, которая посвящена деятельности психолога, работающего в системе МЧС России. Психологи ведомства занимаются двумя направлениями деятельности: первое и основное направление – это оказание экстренной психологической помощи населению, пострадавших в чрезвычайных ситуациях. Второе – это психологическое сопровождение деятельности личного состава МЧС России, то есть всех спасателей, пожарных и других специалистов, которые привлекаются для работы на чрезвычайных ситуациях», — отмечает в беседе со студентами, Суворова Анна Павловна, начальник отдела медицинского и психологического обеспечения Главного управления.
На второй встрече специалист психологической службы Евгения Пухальская, более подробно остановилась на таком направлении, как психодиагностика.
Студентам было предложено не только разобрать все случаи, в которых требуется проведение мероприятий по психодиагностическому обеспечению, но и самим пройти и обработать несколько методик, включенных в перечень профессионально-психологического отбора на должность психолога МЧС России.
При посещении комнаты психоэмоциональной разгрузки, студенты удивились обилию специальной аппаратуры, имеющейся в арсенале специалистов психологической службы. Важно понимать, что данное оборудование необходимо для проведения психопрофилактических и психокоррекционных мероприятий с личным составом.
«Мы используем аппаратные методы работы, которые находятся в комнате психоэмоциональной разгрузки. Кабинет оснащен современными стационарным и портативным оборудованием. В нём созданы оптимальные условия как для снятия напряжения, так и для повышения функциональных ресурсов сотрудника. Практическое использование комнаты психоэмоциональной разгрузки уже доказало свою эффективность», рассказывает студентам старший психолог – инспектор, Нелла Аверкина.
На третьей встрече студенты услышали о возможных местах работы и специфике деятельности психолога при чрезвычайных ситуациях и происшествиях, а также о формах экстренной психологической помощи. Они приняли участие в занятии по оказанию психологической поддержки пострадавшим при возникновении острой стрессовой реакции в чрезвычайных ситуациях и происшествиях. Модератором стала Юлия Березянская, старший психолог – инспектор отдела.
Студенты ознакомились с особенностями реакции человека на экстремальные ситуации и приемами, которые позволяют людям, не обладающим профессиональным образованием, поддержать окружающих, оказавшихся в таком положении.Также были рассмотрены способы самопомощи с психологическими реакциями.
«Практическая отработка навыков оказания психологической поддержки очень важна. Ведь в стрессовой ситуации не каждый может вспомнить о том, что ему рассказывали на лекциях. Только отработанные на специальных психологических тренингах навыки помогут сотрудникам использовать их в различных ситуациях. Такие мероприятия необходимы для наших студентов. Ведь в будущем они могут стать уже частью нашего коллектива», отмечает Юлия Березянская.
В ходе занятия были показаны информационные видеоролики, проведены упражнения по отработке навыков оказания психологической поддержки. Студенты активно участвовали в обсуждении темы занятия и с интересом принимали участие в практической отработке навыков.
Обычно мы активно используем интерактивные методы при обучении студентов: проводим практические упражнения, ролевые игры и дискуссии. Это позволяет студентам актуализировать уже полученные теоретические знания», отмечает Анна Павловна Суворова.
«Мне понравилось, довольно информативно и доступно. А самое главное, что эти знания могут пригодиться в обыденной жизни и в чрезвычайных ситуациях», поделилась своими впечатлениями участница мероприятия Анастасия, студентка третьего курса.
Еще одно важное направление в работе психолога МЧС, это психологическая подготовка. Ребята узнали, что все категории сотрудников благодаря психологам постоянно совершенствуют свои знания в области психологии. Вместе с психологом Анастасией Малышкиной, студенты подготовили и провели занятие для сотрудников 2 пожарной части ЦАО.
«Значимость и важность подобных занятий всегда высоко оценивается как студентами, так и специалистами МЧС России. Для одних — это возможность окунуться в мир практикующих психологов, в непосредственной близости увидеть пути применения полученных в университете знаний, а для других – поделиться бесценным опытом и зарядиться энергией и энтузиазмом молодого поколения», отмечает Анастасия Малышкина, психолог отдела.
В конце встречи студенты задали интересующие их вопросы психологам отдела медицинского и психологического обеспечения.Текст и фотоматериалы Главного управления МЧС России по г. Москве
Кто-то из них уже посещал управление в рамках предыдущей практики, кто-то пришёл впервые. Но всем было интересно услышать о специфике деятельности Главного управления и его подразделений, об истории создания психологической службы, ее структуре и особенностях, целях и задачах, стоящих перед специалистами службы.
Важно помнить, что для того, чтобы трудоустроиться в МЧС России, необходимо пройти профессионально-психологический отбор. Регулярно психологи проводят, с уже действующими сотрудниками, обязательные диагностические мероприятия для того, чтобы определить, оказывает ли профессиональная деятельность негативное влияние на психологическое благополучие или нет, а также проводится много других психологических процедур.
В связи с этим требуются квалифицированные специалисты, которые могут проводить все необходимые диагностические мероприятия. Студенты, которые направлены из университета в Главное управлении МЧС России по г. Москве для прохождения практики, проходят обучение по направлению «Психология служебной деятельности», а данное направление нацелено на подготовку именно таких специалистов.
«У нас сегодня с Вами еще одна встреча, которая посвящена деятельности психолога, работающего в системе МЧС России. Психологи ведомства занимаются двумя направлениями деятельности: первое и основное направление – это оказание экстренной психологической помощи населению, пострадавших в чрезвычайных ситуациях. Второе – это психологическое сопровождение деятельности личного состава МЧС России, то есть всех спасателей, пожарных и других специалистов, которые привлекаются для работы на чрезвычайных ситуациях», — отмечает в беседе со студентами, Суворова Анна Павловна, начальник отдела медицинского и психологического обеспечения Главного управления.
На второй встрече специалист психологической службы Евгения Пухальская, более подробно остановилась на таком направлении, как психодиагностика.
Студентам было предложено не только разобрать все случаи, в которых требуется проведение мероприятий по психодиагностическому обеспечению, но и самим пройти и обработать несколько методик, включенных в перечень профессионально-психологического отбора на должность психолога МЧС России.
При посещении комнаты психоэмоциональной разгрузки, студенты удивились обилию специальной аппаратуры, имеющейся в арсенале специалистов психологической службы. Важно понимать, что данное оборудование необходимо для проведения психопрофилактических и психокоррекционных мероприятий с личным составом.
«Мы используем аппаратные методы работы, которые находятся в комнате психоэмоциональной разгрузки. Кабинет оснащен современными стационарным и портативным оборудованием. В нём созданы оптимальные условия как для снятия напряжения, так и для повышения функциональных ресурсов сотрудника. Практическое использование комнаты психоэмоциональной разгрузки уже доказало свою эффективность», рассказывает студентам старший психолог – инспектор, Нелла Аверкина.
На третьей встрече студенты услышали о возможных местах работы и специфике деятельности психолога при чрезвычайных ситуациях и происшествиях, а также о формах экстренной психологической помощи. Они приняли участие в занятии по оказанию психологической поддержки пострадавшим при возникновении острой стрессовой реакции в чрезвычайных ситуациях и происшествиях. Модератором стала Юлия Березянская, старший психолог – инспектор отдела.
Студенты ознакомились с особенностями реакции человека на экстремальные ситуации и приемами, которые позволяют людям, не обладающим профессиональным образованием, поддержать окружающих, оказавшихся в таком положении.Также были рассмотрены способы самопомощи с психологическими реакциями.
«Практическая отработка навыков оказания психологической поддержки очень важна. Ведь в стрессовой ситуации не каждый может вспомнить о том, что ему рассказывали на лекциях. Только отработанные на специальных психологических тренингах навыки помогут сотрудникам использовать их в различных ситуациях. Такие мероприятия необходимы для наших студентов. Ведь в будущем они могут стать уже частью нашего коллектива», отмечает Юлия Березянская.
В ходе занятия были показаны информационные видеоролики, проведены упражнения по отработке навыков оказания психологической поддержки. Студенты активно участвовали в обсуждении темы занятия и с интересом принимали участие в практической отработке навыков.
Обычно мы активно используем интерактивные методы при обучении студентов: проводим практические упражнения, ролевые игры и дискуссии. Это позволяет студентам актуализировать уже полученные теоретические знания», отмечает Анна Павловна Суворова.
«Мне понравилось, довольно информативно и доступно. А самое главное, что эти знания могут пригодиться в обыденной жизни и в чрезвычайных ситуациях», поделилась своими впечатлениями участница мероприятия Анастасия, студентка третьего курса.
Еще одно важное направление в работе психолога МЧС, это психологическая подготовка. Ребята узнали, что все категории сотрудников благодаря психологам постоянно совершенствуют свои знания в области психологии. Вместе с психологом Анастасией Малышкиной, студенты подготовили и провели занятие для сотрудников 2 пожарной части ЦАО.
«Значимость и важность подобных занятий всегда высоко оценивается как студентами, так и специалистами МЧС России. Для одних — это возможность окунуться в мир практикующих психологов, в непосредственной близости увидеть пути применения полученных в университете знаний, а для других – поделиться бесценным опытом и зарядиться энергией и энтузиазмом молодого поколения», отмечает Анастасия Малышкина, психолог отдела.
В конце встречи студенты задали интересующие их вопросы психологам отдела медицинского и психологического обеспечения.Текст и фотоматериалы Главного управления МЧС России по г. Москве