Экспозиция пожарной охраны Москвы представляет: История пожарного обоза
16:43 22.12.2023
А знаете ли вы, что до начала XX в. пожарные могли добраться на пожар только на лошадях. Перевозку людей и инструментов осуществляли на конных линейках, представляющих собой четырехколесную рессорную повозку, в которую впрягали четверку или тройку лошадей. В начальный период использования их изготавливали почти целиком из древесины, а затем ряд элементов стали делать из металла, что повысило прочность линеек и сделало их более легкими. В начале XIX в. пожарный обоз был выкатным. По тревоге повозки выкатывались вручную на улицу, одновременно выводились из конюшен лошади. При этом способ закладки обоза во время сбора по тревоге составлял 90-105 сек. Эта работа требовала постоянных тренировок и была очень тяжелой, так как типовой обоз пожарных команд был очень громоздким.
Обычно обоз состоял из четырех повозок: на двух ехал личный состав, а две другие везли пожарные рукава, раздвижную лестницу, бочки с водой, насосы. Чтобы на пожаре не перепутались лошади разных частей, в каждой пожарной части держали лошадей только одной масти. Эту традицию ввел московский полицмейстер Огарев, у которого, по словам В.А. Гиляровского, главной страстью были пожарное дело и лошади.
"Огарев сам ездил два раза в год по воронежским и тамбовским конным заводам, выбирал лошадей, приводил их в Москву и распределял по семнадцати пожарным частям, самолично следя за уходом. Огарев приезжал внезапно в часть, проходил в конюшню, вынимал из кармана платок — и давай пробовать, как вычищены лошади. Ему Москва была обязана подбором лошадей по мастям: каждая часть имела свою "рубашку", и москвичи издали узнавали, какая команда мчится на пожар. Тверская — все желто-пегие битюги. Рогожская — вороно-пегие..." Радиус выезда на конном обозе – 9-10 верст. Перед конным обозом верхом на лошади мчался конный вестовой, который должен был хорошо знать Москву, чтобы найти ближайший и доступный путь к месту пожара. Звуками сигнальной трубы указывал маршрут и предупреждал прохожих о несущемся экипаже. Следом за ним неслась повозка с брандмейстером и его помощником, а далее следовали повозки с личным составом: бравые, крепкие, усатые (по уставу требовалось обязательное ношение бород и роскошных усов, которые могли выполнить роль респираторов, достаточно было намочить их и заткнуть нос). На головах пожарные носили медные каски с гребнем, для амортизации ударов, падающих предметов.
Москвичи восхищались, глядя на выезд пожарных. Когда в 1907 г. в центре города промчался первый пожарный автомобиль, москвичи удивились, но не восхитились: «Куда мотору против красавцев коней!». По многим улицам в весеннюю распутицу и в снежную зиму автомобиль проехать и вовсе не мог, а конный обоз, хотя и не быстро, но проходил.
Модель пожарного обоза Вы можете увидеть на тематической экспозиции Главного управления МЧС России по г. Москве, расположенной по адресу: г. Москва, ул. Дурова, д. 49.
Экскурсия в тематическую экспозицию Главного управления МЧС России по г. Москве проводится на безвозмездной основе в составе организованных групп по предварительной записи.
Телефон для записи и справок: 8 (495) 684-45-38.Текст и фотоматериалы Главного управления МЧС России по г. Москве
Обычно обоз состоял из четырех повозок: на двух ехал личный состав, а две другие везли пожарные рукава, раздвижную лестницу, бочки с водой, насосы. Чтобы на пожаре не перепутались лошади разных частей, в каждой пожарной части держали лошадей только одной масти. Эту традицию ввел московский полицмейстер Огарев, у которого, по словам В.А. Гиляровского, главной страстью были пожарное дело и лошади.
"Огарев сам ездил два раза в год по воронежским и тамбовским конным заводам, выбирал лошадей, приводил их в Москву и распределял по семнадцати пожарным частям, самолично следя за уходом. Огарев приезжал внезапно в часть, проходил в конюшню, вынимал из кармана платок — и давай пробовать, как вычищены лошади. Ему Москва была обязана подбором лошадей по мастям: каждая часть имела свою "рубашку", и москвичи издали узнавали, какая команда мчится на пожар. Тверская — все желто-пегие битюги. Рогожская — вороно-пегие..." Радиус выезда на конном обозе – 9-10 верст. Перед конным обозом верхом на лошади мчался конный вестовой, который должен был хорошо знать Москву, чтобы найти ближайший и доступный путь к месту пожара. Звуками сигнальной трубы указывал маршрут и предупреждал прохожих о несущемся экипаже. Следом за ним неслась повозка с брандмейстером и его помощником, а далее следовали повозки с личным составом: бравые, крепкие, усатые (по уставу требовалось обязательное ношение бород и роскошных усов, которые могли выполнить роль респираторов, достаточно было намочить их и заткнуть нос). На головах пожарные носили медные каски с гребнем, для амортизации ударов, падающих предметов.
Москвичи восхищались, глядя на выезд пожарных. Когда в 1907 г. в центре города промчался первый пожарный автомобиль, москвичи удивились, но не восхитились: «Куда мотору против красавцев коней!». По многим улицам в весеннюю распутицу и в снежную зиму автомобиль проехать и вовсе не мог, а конный обоз, хотя и не быстро, но проходил.
Модель пожарного обоза Вы можете увидеть на тематической экспозиции Главного управления МЧС России по г. Москве, расположенной по адресу: г. Москва, ул. Дурова, д. 49.
Экскурсия в тематическую экспозицию Главного управления МЧС России по г. Москве проводится на безвозмездной основе в составе организованных групп по предварительной записи.
Телефон для записи и справок: 8 (495) 684-45-38.Текст и фотоматериалы Главного управления МЧС России по г. Москве