Наследники дела графа Шереметьева
14:44 07.10.2023
Коллега по журналистскому труду Наталья Арбузова, возглавляющая пресс-службу Главного управления МЧС России по Смоленской области, пригласила меня в музей. Невольно вспомнились стихи Сергея Михалкова: «Воскресным днем с сестрой моей мы вышли со двора. «Я поведу тебя в музей», - сказала мне сестра». Да простят мне читатели такое фривольное сравнение с музеем, в котором выставлены личные вещи В.И. Ленина, но, как говорится, из песни слов не выкинешь. Раз меня повели в музей и как маленькому мальчику предложили вместе с пришедшей на экскурсию детворой осмотреть изнутри напичканную различной аппаратурой пожарную машину, то и сравнение с мальчиком, которого сестра повела в музей, уместно.Не думал-не гадал, что «в пожарке», как смоляне называют комплекс зданий по улице Урицкого, оборудован такой прекрасный музей. По наполняемости экспонатами его можно сравнить разве что с музеем в Культурном центре УМВД. Сразу попадаешь в исторический зал, где находятся манекены древних людей, добывавших огонь трением камней. Экскурсовод Юлия Шурыкина рассказывает, что еще в 1504 году в царствование Ивана III в Москве была создана пожарно-сторожевая охрана. А Петр I велел построить при Адмиралтействе первое пожарное депо, для которого закупили пожарные насосы с кожаными рукавами и медными брандспойтами. В одном из петровских указов говорилось о необходимости «беречь от огня богатства государства российского». Слова эти актуальны до настоящего времени.Другая экскурсовод Елена Шендрик поведала мне интересный факт: Смоленщина прославилась тем, что здесь граф Александр Дмитриевич Шереметьев создал в своем имении Высокое Сычевского уезда первую в России сельскую пожарную дружину. Для обучения населения тушению скупал ветхие строения и поджигал их. Жители являлись на пожар с ведрами, ломами, топорами, лестницами – на домах прикреплялись таблички с рисунками этих инструментов, и жители знали, что взять на тушение пожара.Один из экспонатов зала описывает события 1882 года, когда в Ярцеве на фабрике загорелся хлопок. Хозяин Алексей Хлудов решил закрыть всех рабочих в помещении, чтобы они тушили пожар. Фабрика для него была важнее, чем люди. Погибли около пяти тысяч человек. Купец первой гильдии Хлудов сумел скрыть преступление и не понес кары.С интересом узнал я, что около пятидесяти смолян награждены медалью «За отвагу на пожаре». Эта награда выдается только за личное мужество при тушении огня и проявленный при этом героизм.В центре зала мое внимание привлекла каска, которой примерно сто лет. С ней связана одна красивая легенда. Дозорный на каланче, что на нынешней улице Коммунистической, дал эту каску померить молодой девушке, и та вскоре вышла замуж. Многие посетительницы музея просят хранителей позволить им примерить каску. Потом некоторые из них приходят в музей вновь и приносят сотрудникам цветы и конфеты в знак благодарности за помощь в создании семьи.В коридоре музея между залами размещен пожарный щит. Большинство из нас встречали подобные щиты на заправках, в детских учреждениях, в дачных кооперативах. Но мы не задумываемся, почему, например, ведро имеет конусообразную форму. Как просветила меня Наталья Арбузова, из такого ведра струя будет направленной и попадет в очаг возгорания, а не разбрызгается, как вода из обычного ведра. Острое дно позволит при необходимости разбить оконное стекло или расколоть лед водоема зимой. Почему-то дети во время экскурсий хотят в конусообразное ведро насыпать песок – кстати, тоже важное предназначение этого инструмента. На щите имеется кошма – плотная ткань, которой накрывают небольшое возгорание и тем самым перекрывают доступ кислорода.Еще мне показали шашковый огнетушитель. При пожаре он закидывается в огонь, прикрепленная аэрозольная мина поглощает в себя кислород.В следующем зале размещена форма пожарного разных эпох. Изначально она была из горючего материала, есть и такая форма, в которой человек выдерживает температуру в сто градусов. Каски позволяют в дыму и темноте различать других пожарных, а аппарат для дыхания в задымленной среде дает возможность свободно дышать в течение часа.Дети очень любят, как на коня, усаживаться на пожарный мотоцикл «Урал». Он оснащен мотопомпами для выкачки воды из водоема или гидранта. Высокая проходимость позволяет использовать мотоцикл в болотистой и лесистой местности.А еще один любимый детьми холл – с лесопожарной экспозицией. Здесь ребята получают такую информацию: 99 процентов лесных пожаров происходят по вине человека. Зачастую причиной возгорания становятся непотушенный костер, брошенная горящая спичка или тлеющий окурок, оставленный в лесу пожароопасный мусор или неисправные технические средства. На вооружении лесопожарной службы имеются беспилотные летательные аппараты, современные квадрокоптеры. Также на вышках сотовой связи устанавливаются видеокамеры, позволяющие охватить всю территорию области. Камеры распознают дым в лесу и передают сигнал диспетчеру.В комнате аудио-визуального восприятия посетители музея могут посмотреть на настоящий лесной пожар и на процесс его тушения.В самом большом и востребованном зале размещена испытательная пожарная лаборатория. Уникальное подразделение специалистов заботится о том, чтобы ни один поджигатель не ушел безнаказанно. Лаборатория проводит экспертизы, замеры с применением различных современных препаратов. Пары легковоспламеняющихся жидкостей, например, все равно попадут в прибор лаборатории, масса признаков устанавливается в месте возникновения возгорания. Так что с высокой степенью точности можно определить, кто совершил поджег.В этом репортаже я упомянул лишь о малой толике экспонатов музея. Но, как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Поэтому приглашаю смолян в музей регионального управления МЧС, расположенный на улице Урицкого. Экскурсии бесплатные, каждый желающий может узнать много познавательного о борьбе с пожарами, об их тушении, о современной экипировке пожарных. Сюда, в музей, школьники приходят целыми классами. Также популярен музей среди студентов, пожилых людей и гостей города-героя. Всем посетителям здесь всегда рады!И в заключение репортажа не могу лишить себя удовольствия назвать всех тех сотрудников пресс-службы и музея, которые организовали для меня замечательную экскурсию. Это руководитель пресс-службы Наталья Арбузова, ее заместитель Антон Турков, приславший фотографии огнеборцев, Анастасия Аристовская – капитан внутренней службы, потомственная сотрудница МЧС, федеральные служащие Лидия Марынич и Екатерина Брусочкина, а также знакомившие меня с экспонатами музея Юлия Шурыкина и Елена Шендрик.Автор: Владимир КореневОбластной ежемесячный журнал "Смоленск"