На севере Хабаровского края уже завершилась навигация для маломерных судов

11:46 25.10.2023

Водоёмы Хабаровского края переходят в зимний режим, навигация для маломерных судов постепенно завершается. Традиционно она начинает закрываться с северных районов края. Этому способствуют низкие среднесуточные температуры воздуха, а также процессы ледообразования на водных объектах.
Так, по решению главы Аяно-Майского района с 18 октября 2023 года запрещён выход маломерных судов на акваторию. С 30 октября будет ограничено передвижение плавсредств по акватории в Николаевском районе, а с 1 ноября в Хабаровском. Также с 16 октября уже завершился сезон навигации в Охотском районе
Инспекторы Центра ГИМС Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю напоминают, что использование маломерных судов после официального закрытия навигации строго запрещено. В первую очередь потому, что это смертельно опасно для жизни и здоровья судоводителей и их пассажиров. Понижение температуры воздуха и воды может привести к обледенению корпуса плавсредства. В период процессов ледообразования усиливается ветровая нагрузка, а с ней и вероятность опрокидывания судна. После того, как человек оказался в ледяной воде, вероятность выжить для него практически стремиться к нулю.
Стоит отметить, что после закрытия навигации, единственными судами, которые могут выходить на акваторию, являются патрульные группы силовых ведомств, в том числе и ГИМС МЧС России, спасательных служб. Эта мера в первую очередь направлена на пресечение правонарушений судоводителями и обеспечение безопасности их жизни и здоровья.
По состоянию на 25 октября 2023 года гидрологи Дальневосточного УГМС уже фиксируют первые процессы ледообразования на реках региона. Так в сроки близкие к обычным начался ледоход на реках Бурея и Ниман Верхнебуреинского района, на реке Мая у села Нелькан Аяно-Майского района. На реке Амгунь и мелких протоках у села имени Полины Осипенко отмечается ледостав с полыньями.
Учитывая сезон, судоводители должны неукоснительно соблюдать требования правил безопасности при эксплуатации маломерных судов, а именно:
- отправляясь даже в короткое плавание, уточните прогноз погоды;
- обратите внимание на силу и направление ветра — от этого зависит высота волны, причем на различных участках она может быть разной;
- ознакомьтесь по карте с предстоящим маршрутом движения, наличием возможных мест убежища, на случай ухудшения погоды;
- проверьте укомплектованность плавательных средств согласно нормам снабжения, наличие спасательных жилетов по количеству человек, находящихся в лодке;
- необходимо проверить запасы топлива, исправность судна и его механизмов;
- время выхода в плавание и прибытие к месту назначения рассчитывать на светлое время суток.
Также в целях собственной безопасности при убытии с баз-стоянок следует оставлять дежурному по базе информацию о предполагаемом местонахождении и сроках возвращения на базу, а также по возможности давать информацию о способе связи с судоводителем. В свою очередь дежурным по базе следует усилить контроль над выпуском судов в плавание, при этом особое внимание следует уделять на укомплектованность судов спасательными средствами.
На тех территориях, где навигация завершена, выход на водные объекты категорически запрещен!
Тем, кто уже завершил навигацию, сотрудники ГИМС напоминают правила подготовки и хранения маломерных судов в зимний период:
- оптимальный вариант для «зимовки» судна - сухое и закрытое помещение (гараж, склад, ангар, док). Не совсем удачный, но приемлемый способ хранения на стеллаже под навесом или на открытом воздухе;
- необходимо снять сидения, стекло, руль. Снимите также и электронику, так как она чувствительна к холоду и влажности;
- освободите все рундуки, баки, очистите от грязи и вымойте судно снаружи и изнутри, вытрите насухо, покройте корпус воском;
- очистите корпус и обшивку от отстающей краски, деревянные части обработайте олифой. Стальную обшивку очистите металлической щёткой от ржавчины, алюминиевый корпус от осмоса - вспученной краски. Металлические части покройте слоем защитного грунта;
- смажьте механизмы управления. Всё шланги топливной системы снимите и просушите. Слейте остатки горючего. Из двигателя слейте масло и произведите замену масляного и топливного фильтров. Для предотвращения образования льда опорожните баки для воды, слейте воду из системы охлаждения. Ослабьте ремни привода. Отсоедините аккумулятор. Снимите гребной винт;
- скройте судно прочным тентом от дождя, снега и солнца, хорошо его закрепите, чтобы он мог выдержать порывы ветра и снеговую шапку;
- подвесной мотор, укройте чехлом от пыли, храните в сухом помещении, избегая воздействия сырости.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ хранение судов на берегу, заправленных ГСМ и водой.
Не пренебрегайте указанными советами, своевременная консервация судна на зимний период обеспечит безупречное открытие навигации следующего года и продлит срок его эксплуатации.
В случае возникновения нештатной ситуации необходимо звонить на телефоны «112» или «101».
Ваша безопасность – ваша ответственность!