Что нужно знать о новых законах в сфере гражданской обороны?
10:00 18.03.2024
Знание законов защищает наши права и определяет обязанности. Что делать, если ваш дом пострадал от паводка или лесных пожаров? Кто отвечает за эвакуацию при ЧС? В нашей жизни могут возникнуть самые разные ситуации, при которых следует быть в курсе важных изменений, вносимых в федеральное законодательство.
В прошлом месяце мы говорили об изменениях в законодательстве о защите населения от ЧС. Заместитель начальника Главного управления МЧС России по Республике Саха (Якутия) (по гражданской обороне и защите населения) Александр Никифоров рассказал о том, что до конца июня субъекты РФ, органы местного самоуправления должны привести в соответствие нормативно-правовые акты https://14.mchs.gov.ru/deyatelnost/press-centr/novosti/5215608.
Сегодня за очередными разъяснениями мы обратились к заместителю начальника управления - начальнику отдела инженерно-технических мероприятий, радиационной, химической, биологической, медицинской защиты и первоочередного жизнеобеспечения населения ГУ МЧС России по РС (Я) Семену Кугдарову. Он остановился подробнее на вопросах эвакуации из зоны ЧС и при ее угрозе, а также на надзорных функциях в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Федеральный закон от 14 апреля 2023 г. N 131-ФЗ "О внесении изменений в статью 27 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
«Во-первых, предмет в осуществлении федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций помимо соблюдения всем хорошо известных обязательных требований в этой области, дополнился новыми требованиями – а именно требованиями, установленными техническими регламентами Евразийского экономического союза в отношении продавца, изготовителя, исполнителя (лица, выполняющего функции иностранного изготовителя);
Во-вторых, в Положении о федеральном государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций теперь регламентируется указывать наименование и структурные элементы технического регламента, оценка соблюдения требований которого осуществляется в рамках федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также виды продукции, являющиеся объектами указанного федерального государственного надзора. Эти изменения вступят в силу в конце июня текущего года» - отметил Семен Кугдаров.
Принятые в 2021 году нововведения в рамках Федерального закона от 30 декабря 2021 года за № 459-ФЗ, которым внесены изменения в Федеральный закон от 21 декабря 1994 года за № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», в прошлом в вступили в полную силу.
Нововведениями являются следующие позиции:
Во-первых, полномочия по принятию решения о проведении эвакуационных мероприятий при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций соответствующего характера от органов государственной власти Республики Саха (Якутия) и органов местного самоуправления приобрели высокий статус - переданы Комиссиям по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности соответствующих уровней.
При этом за органами государственной власти Республики Саха (Якутия) и органами местного самоуправления сохраняются полномочия по обеспечению, то есть организации и осуществлению проведения эвакуационных мероприятий при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций.
Во-вторых, начиная с прошлого года непосредственно на граждан республики возложена обязанность эвакуироваться с территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или из зоны чрезвычайной ситуации при получении информации о проведении эвакуационных мероприятий. Подчеркиваю, что теперь это мероприятие является обязательным для гражданина и должно осуществляться незамедлительно и по возможности самостоятельно при подаче сигнала о начале мероприятий. То есть по новым требованиям находиться в зоне чрезвычайной ситуации при объявлении эвакуации – не полагается. Поэтому к эвакуационным мероприятиям могут привлекаться сотрудники правоохранительных органов, военные и спасатели.
Также, изменения коснулись части второй статьи 1, части первой статьи 7 и статьи 25 Федеральный закон от 21 декабря 1994 года за № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Федеральный закон № 5 от 30 января 2024 года «О внесении изменений в Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» принят в целях совершенствования законодательства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Изменениями, предусмотренными пунктом 1, конкретизировано, что мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций проводятся как в режиме повседневной деятельности, так и в режиме повышенной готовности. Проводимые мероприятия по защите населения и территорий можно разделить на два вида: предупреждение чрезвычайных ситуаций и ликвидация чрезвычайных ситуаций.
Пунктом 2 Федерального закона №5 от 30 января 2024 года предусматривается установление возможности использования имеющихся резервов материальных ресурсов при выполнении мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций при введении режима повышенной готовности.
В соответствии со статьей 25 Федерального закона № 68-ФЗ необходимость формирования резервов материальных ресурсов была установлена только в целях ликвидации чрезвычайных ситуаций и не предусматривала возможности их использования в проведении оперативных мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций в случаях угрозы их возникновения, направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, масштабов их последствий, а также на сохранение здоровья людей.
В пункте 3 Федерального закона №5 от 30 января 2024 года статью 25 дополнили следующим содержанием: «Указанные в части первой настоящей статьи резервы финансовых и материальных ресурсов, за исключением государственного материального резерва, могут использоваться при введении режима повышенной готовности в случае, если это предусмотрено порядком создания и использования резервов (резервных фондов), указанным в части второй настоящей статьи».
Использование имеющихся резервов материальных ресурсов для предупреждения чрезвычайных ситуаций при введении режима повышенной готовности будет способствовать оперативному проведению мероприятий, направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, масштабов их последствий, а также на сохранение здоровья людей, и позволит сократить размер материального ущерба от чрезвычайных ситуаций.
Использование резервов материальных ресурсов в целях предупреждения чрезвычайных ситуаций может предотвратить ущерб, значительно превышающий стоимость используемых материальных ресурсов, а возможность многократного использования отдельных видов материальных ресурсов не потребует их восполнения, так как после использования они возвращаются обратно в резерв материальных ресурсов.
Внесенные изменения позволяют более эффективно заблаговременно в режиме повседневной деятельности и оперативно в режиме повышенной готовности проводить превентивные мероприятия и работы, направленные на снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения, а также оптимизировать расходы на реализацию полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в части предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий, реализации мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях.
В целях подготовки и принятия нормативных правовых актов, направленных на реализацию норм законопроекта, Федеральный закон №5 от 30 января 2024 года вступает в силу по истечении ста пятидесяти дней после его официального опубликования.
«В 2024 году на уровне республики, муниципальных районов и городских округов предстоит большая работа в правовой сфере деятельности по внесению соответствующих изменений в республиканскую и муниципальную законодательную базу с целью ее приведения в соответствие к федеральным нормативным требованиям.
МЧС России и мы как территориальный орган, на постоянной основе оказываем методическую помощь в части выявления и последующего устранения возникающих несоответствий и противоречий регионального законодательства с федеральным законодательством, данные вопросы находятся на особом контроле и в нашей компетенции. В связи с этим, Главным управлением МЧС России по Республике Саха (Якутия), главам муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) направлены письма о внесении изменений в нормативные правовые акты органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера по использованию резервов финансовых и материальных ресурсов, а также в рамках оказания методической помощи проведена консультация по внесению изменений в нормативно-правовые акты специалистам ГО и ЧС муниципальных районов республики на методическом семинаре 15 февраля в режиме ВКС. Так же ведется работа по внесению изменений в нормативные правовые акты на республиканском уровне», - заключил представитель Гражданской обороны.
Майя Акимова, специалист пресс-службы
ГУ МЧС России по Республике Саха (Якутия)
В прошлом месяце мы говорили об изменениях в законодательстве о защите населения от ЧС. Заместитель начальника Главного управления МЧС России по Республике Саха (Якутия) (по гражданской обороне и защите населения) Александр Никифоров рассказал о том, что до конца июня субъекты РФ, органы местного самоуправления должны привести в соответствие нормативно-правовые акты https://14.mchs.gov.ru/deyatelnost/press-centr/novosti/5215608.
Сегодня за очередными разъяснениями мы обратились к заместителю начальника управления - начальнику отдела инженерно-технических мероприятий, радиационной, химической, биологической, медицинской защиты и первоочередного жизнеобеспечения населения ГУ МЧС России по РС (Я) Семену Кугдарову. Он остановился подробнее на вопросах эвакуации из зоны ЧС и при ее угрозе, а также на надзорных функциях в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Федеральный закон от 14 апреля 2023 г. N 131-ФЗ "О внесении изменений в статью 27 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
«Во-первых, предмет в осуществлении федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций помимо соблюдения всем хорошо известных обязательных требований в этой области, дополнился новыми требованиями – а именно требованиями, установленными техническими регламентами Евразийского экономического союза в отношении продавца, изготовителя, исполнителя (лица, выполняющего функции иностранного изготовителя);
Во-вторых, в Положении о федеральном государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций теперь регламентируется указывать наименование и структурные элементы технического регламента, оценка соблюдения требований которого осуществляется в рамках федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также виды продукции, являющиеся объектами указанного федерального государственного надзора. Эти изменения вступят в силу в конце июня текущего года» - отметил Семен Кугдаров.
Принятые в 2021 году нововведения в рамках Федерального закона от 30 декабря 2021 года за № 459-ФЗ, которым внесены изменения в Федеральный закон от 21 декабря 1994 года за № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», в прошлом в вступили в полную силу.
Нововведениями являются следующие позиции:
Во-первых, полномочия по принятию решения о проведении эвакуационных мероприятий при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций соответствующего характера от органов государственной власти Республики Саха (Якутия) и органов местного самоуправления приобрели высокий статус - переданы Комиссиям по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности соответствующих уровней.
При этом за органами государственной власти Республики Саха (Якутия) и органами местного самоуправления сохраняются полномочия по обеспечению, то есть организации и осуществлению проведения эвакуационных мероприятий при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций.
Во-вторых, начиная с прошлого года непосредственно на граждан республики возложена обязанность эвакуироваться с территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или из зоны чрезвычайной ситуации при получении информации о проведении эвакуационных мероприятий. Подчеркиваю, что теперь это мероприятие является обязательным для гражданина и должно осуществляться незамедлительно и по возможности самостоятельно при подаче сигнала о начале мероприятий. То есть по новым требованиям находиться в зоне чрезвычайной ситуации при объявлении эвакуации – не полагается. Поэтому к эвакуационным мероприятиям могут привлекаться сотрудники правоохранительных органов, военные и спасатели.
Также, изменения коснулись части второй статьи 1, части первой статьи 7 и статьи 25 Федеральный закон от 21 декабря 1994 года за № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Федеральный закон № 5 от 30 января 2024 года «О внесении изменений в Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» принят в целях совершенствования законодательства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Изменениями, предусмотренными пунктом 1, конкретизировано, что мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций проводятся как в режиме повседневной деятельности, так и в режиме повышенной готовности. Проводимые мероприятия по защите населения и территорий можно разделить на два вида: предупреждение чрезвычайных ситуаций и ликвидация чрезвычайных ситуаций.
Пунктом 2 Федерального закона №5 от 30 января 2024 года предусматривается установление возможности использования имеющихся резервов материальных ресурсов при выполнении мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций при введении режима повышенной готовности.
В соответствии со статьей 25 Федерального закона № 68-ФЗ необходимость формирования резервов материальных ресурсов была установлена только в целях ликвидации чрезвычайных ситуаций и не предусматривала возможности их использования в проведении оперативных мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций в случаях угрозы их возникновения, направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, масштабов их последствий, а также на сохранение здоровья людей.
В пункте 3 Федерального закона №5 от 30 января 2024 года статью 25 дополнили следующим содержанием: «Указанные в части первой настоящей статьи резервы финансовых и материальных ресурсов, за исключением государственного материального резерва, могут использоваться при введении режима повышенной готовности в случае, если это предусмотрено порядком создания и использования резервов (резервных фондов), указанным в части второй настоящей статьи».
Использование имеющихся резервов материальных ресурсов для предупреждения чрезвычайных ситуаций при введении режима повышенной готовности будет способствовать оперативному проведению мероприятий, направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, масштабов их последствий, а также на сохранение здоровья людей, и позволит сократить размер материального ущерба от чрезвычайных ситуаций.
Использование резервов материальных ресурсов в целях предупреждения чрезвычайных ситуаций может предотвратить ущерб, значительно превышающий стоимость используемых материальных ресурсов, а возможность многократного использования отдельных видов материальных ресурсов не потребует их восполнения, так как после использования они возвращаются обратно в резерв материальных ресурсов.
Внесенные изменения позволяют более эффективно заблаговременно в режиме повседневной деятельности и оперативно в режиме повышенной готовности проводить превентивные мероприятия и работы, направленные на снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения, а также оптимизировать расходы на реализацию полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в части предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий, реализации мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях.
В целях подготовки и принятия нормативных правовых актов, направленных на реализацию норм законопроекта, Федеральный закон №5 от 30 января 2024 года вступает в силу по истечении ста пятидесяти дней после его официального опубликования.
«В 2024 году на уровне республики, муниципальных районов и городских округов предстоит большая работа в правовой сфере деятельности по внесению соответствующих изменений в республиканскую и муниципальную законодательную базу с целью ее приведения в соответствие к федеральным нормативным требованиям.
МЧС России и мы как территориальный орган, на постоянной основе оказываем методическую помощь в части выявления и последующего устранения возникающих несоответствий и противоречий регионального законодательства с федеральным законодательством, данные вопросы находятся на особом контроле и в нашей компетенции. В связи с этим, Главным управлением МЧС России по Республике Саха (Якутия), главам муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) направлены письма о внесении изменений в нормативные правовые акты органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера по использованию резервов финансовых и материальных ресурсов, а также в рамках оказания методической помощи проведена консультация по внесению изменений в нормативно-правовые акты специалистам ГО и ЧС муниципальных районов республики на методическом семинаре 15 февраля в режиме ВКС. Так же ведется работа по внесению изменений в нормативные правовые акты на республиканском уровне», - заключил представитель Гражданской обороны.
Майя Акимова, специалист пресс-службы
ГУ МЧС России по Республике Саха (Якутия)