Учения дознавателей МЧС России

10:20 26.09.2023

Для этого Управлением надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан совместно с Испытательной пожарной лабораторией было организовано и проведено практическое занятие с более 40 сотрудниками территориальных отделов надзорной деятельности и профилактической работы Республики Башкортостан. Местом проведения занятия послужил печально-известный многоквартирный панельный дом по адресу: г. Уфа, Уфимское шоссе, 4. В настоящее время дом признан аварийным и расселен. Для практического занятия в доме была подобрана одна из квартир в которой инициировали учебный пожар. Чтобы пожар получился максимально реалистичным, организаторы полностью воссоздали в квартире жилую обстановку – расставили мебель, электробытовые приборы, предметы интерьера. Внимание было уделено даже самым мельчайшим деталям. Кроме того, были продуманы обстоятельства пожара – его легенда. По замыслу организаторов, пожар якобы возник в обычных бытовых условиях, когда в квартире находился человек, оказавшийся в темное время суток без электроэнергии. Данная ситуация побудила жильца использовать в качестве источника света горящие свечи. В результате его неосторожных действий горящая свеча оказалась на спальном месте, что и привело к пожару. После того как пожар был реализован и ликвидирован квартира приобрела настоящий послепожарный вид – образовались термические повреждения строительных конструкций и различного имущества, выгорели обои на стенах и шторы на окнах, а также произошло обильное закопчение помещений. Информация о причине пожара участникам занятия не раскрывалась, и их задача заключалась её установить, а также отработать навыки проведения необходимых процессуальных действий: провести осмотр квартиры, выявить и зафиксировать криминалистически-значимые признаки, составить документы, изъять объекты, пробы и образцы, назначить соответствующие исследования и экспертизы. Участники были разделены на девять групп, в которых осуществлялась коллективная работа и каждый проявлял свой процессуальный опыт. Важно было изучить характер термических повреждений, установить, как происходило развитие пожара, обнаружить источник пожара. Для отработки практических навыков и повышения профессионального опыта на место учебного пожара также были привлечены эксперты Испытательной пожарной лаборатории, которые так же, как и другие участники, производили осмотр квартиры, разбирались с обстоятельствами пожара и с его смоделированной причиной. После завершения работы на месте пожара, занятие продолжилось в конференц-зале Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан, был проведен разбор пожара. Специальная комиссия, состоящая из представителей Управления надзорной деятельности и профилактической работы и Испытательной пожарной лаборатории, заслушала доклады от каждой группы участников. На данном этапе занятие приобрело соревновательный характер, где каждый выступающий старался максимально проявить свое мастерство, озвучивая выявленные на месте пожара признаки и свои доводы о причине его возникновения. Каждая группа участников получила оценку комиссии.Оценивались не только доклады и выводы о причине пожара, но и качество составления процессуальных документов. Выявленные недостатки коллективно обсуждались со всеми участниками занятий, для их недопущения при работе на реальных пожарах. Подводя итоги занятий, организаторы и участники пришли к выводу, что расследование учебно-смоделированного пожара интересно и самое главное продуктивно. В условиях максимально приближенных к реальным, дознаватель получает новый опыт, ведь каждый пожар имеет свои особенности. Групповая работа также позволяет обменяться знаниями со своими коллегами, обсудить возникающие вопросы, научиться новому. Проведенный формат занятий хорошо себя зарекомендовал и будет применяться в дальнейшем.