Еще раз о мерах безопасности на водных объектах Татарстана

14:39 13.08.2024

Сегодня в Кабинете Министров РТ прошёл брифинг с участием заместителя руководителя Главного управления МЧС России по РТ - Главного государственного инспектора Республики Татарстан по маломерным судам Юрия Венедиктова. Тема для встречи с представителями СМИ наболевшая - «О соблюдении правил плавания на маломерных судах в Республике Татарстан».
В начале выступления Юрий Венедиктов кратко остановился на общей обстановке на водных объектах Татарстана. С начала года на воде зарегистрировано 61 происшествие (АППГ - 82), погибли 50 человек, в том числе 4 детей (АППГ — 60, в том числе 7 детей), спасены 22 человека, в том числе 6 детей (АППГ - 63, в том числе 10 детей).
С начала купального сезона зарегистрировано 41 происшествие (АППГ - 55), погибли 36 человек, в том числе 2 детей (АППГ - 46, в том числе 5 детей), спасены 9 человек, в том числе 6 детей (АППГ - 29, в том числе 9 детей). Имеются 2 случая случайного падения детей во время нахождения около водоемов без взрослых.
27 человек, в том числе 2 детей погибли в результате купания в необорудованных местах. Ежегодно основной причиной гибели людей на воде — является купание в необорудованных местах и основное количество погибших на водных объектах приходится на купальный сезон (от 58 до 80 % - за последние 14 лет).
Главный государственный инспектор по маломерным судам республики в очередной раз напомнил, что за купание в опасных, необорудованных спасательными постами местах - там, где установлены запрещающие знаки, предусмотрен административный штраф согласно ст. 3.10 КоАП РТ - от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.
В Центр ГИМС представлены 66 заявлений - деклараций по пляжам, из них на сегодняшний день функционируют 59 пляжей.
Работа по увеличению количества пляжей ведется целенаправленно, как в рамках предоставления субсидий на создание пляжей реализации национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства», так и выделения средств на создание и содержание пляжей из бюджета Республики Татарстан.
В целях контроля обстановки в необорудованных местах массового купания на водных объектах в каждом муниципальном образовании республики созданы сводные мобильные патрульные группы (247 патрульных групп общей численностью 558 человек).
С начала купального сезона проведены более 14 тысяч патрулирований, 30 тысяч бесед, с охватом более 50 тысяч человек. Установлены 1293 запрещающих аншлагов в опасных и необорудованных местах купания.
Привлечены к административной ответственности 62 гражданина, в том числе 51 гражданин по ст.3.10 КоАП РТ «Нарушение правил охраны жизни людей на водных объектах на территории Республики Татарстан».
В целом проводимая органами государственной власти Республики Татарстан, министерствами и ведомствами работа по реализации Решения Совета Безопасности как в части создания организованных мест купания, так и в проведении масштабной профилактической работы показывает свою эффективность, при этом оценка только одна – это снижение количества утонувших.
Вторым важнейшим вопросом, рассмотренным на брифинге, стало снижение аварийности с маломерными судами на водных объектах республики. Ежегодно регистрируются случаи с маломерными судами. Юрий Венедиктов начал с грубейших нарушений правил плавания и привел примеры случаев этого года.
В Лаишевском районе на реке Волга судоводитель в состоянии опьянения на моторной лодке совершил наезд на женщину, которая купалась в 20 метрах от берега в необорудованном месте для купания.
Пострадавшая с диагнозом «закрытая черепно-мозговая травма» была госпитализирована в РКБ г. Казани.
Судоводитель привлечен к административной ответственности по ст. 11.8 и 11.9 КоАП РФ. Маломерное судно помещено на специализированную стоянку.
В этой связи представитель территориального чрезвычайного ведомства напомнил, что согласно п.9 Правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации при движении в границах портов, пристаней, баз (сооружений) для стоянок маломерных судов, пляжей и других мест массового отдыха населения на водных объектах, около судов, занятых водолазными работами, безопасная скорость должна исключать волнообразование, которое может вызвать повреждение других судов, плавучих средств, гидротехнических и причальных сооружений.
Каждое маломерное судно у таких мест должно всегда следовать с безопасной скоростью с тем, чтобы оно могло предпринять действия для предупреждения столкновения и могло быть остановлено в пределах расстояния, требуемого при существующих обстоятельствах и условиях.
Согласно этих же правил запрещается:
- заходить в запретные для плавания и временно опасные для плавания районы или преднамеренно останавливаться в запрещенных местах;
- заходить под мотором или парусом и маневрировать на акваториях пляжей и других мест массового отдыха населения на водных объектах;
- осуществлять буксировку буксируемых устройств или приближаться на водных мотоциклах (гидроциклах) ближе 50 метров к ограждению границ заплыва на пляжах и других мест купания.
- Но, к сожалению, - отмечает Юрий Венедиктов, - ряд судоводителей не удосуживаются соблюдать эти элементарные меры безопасности.
В период аномально жаркой температуры, когда население массово отдыхало у водоёмов, маршруты патрулирований государственной инспекции по маломерным судам были определены с учетом максимального охвата мест массового отдыха населения около водных объектов и пляжей.
Это прямое указание не только Министра МЧС России генерал-лейтенанта Александра Вячеславовича Куренкова, но и Раиса Республики Татарстан Рустама Нургалиевича Минниханова.
В рамках государственного надзора за маломерными судами с начала навигации при патрулированиях выявлено 441 нарушение. А патрулирования мы проводим с привлечением сотрудников линейного управления МВД России на транспорте, представителей органов местного самоуправления и СМИ.
Особое внимание уделяется реке Казанка. Так, во время патрулирований возле Центра семьи «Казан» выявили 49 административных правонарушений, причем основные (22) – это нарушения норм пассажировместимости.
- Есть любители покататься по судовому ходу, - отметил Главный государственный инспектор по маломерным судам РТ, - напомню, что маломерное судно должно пересекать судовой ход под углом, близким к 90 градусам. А по судовому ходу в это время плавают пассажирские теплоходы. Выявлено 7 таких нарушений.
Судоводитель, судно которого зарегистрировано в реестре маломерных судов ГИМС, должен использовать его в некоммерческих целях, об этом он и пишет в заявлении на регистрацию судна.
В рамках поручения транспортной прокуратуры совместно с правоохранительными органами работаем также по пресечению незаконных транспортных перевозок на маломерных судах.
Недавно сотрудники ГИМС отработали по поручению Раиса Республики Татарстан по разграничению движения маломерных судов и отдыхающих на сапбордах на реке Казанка в районе Голубых озёр.
Проведены 4 патрулирования, проверены 34 маломерных судна, привлечены к административной ответственности 2 судоводителя по части 2 ст. 11.7 КоАП РФ «Нарушение правил плавания» и части 3 ст. 11.8 КоАП РФ «Нарушение правил эксплуатации судов, а также «Управление судном лицом, не имеющим права управления» (судоводитель управлял гидроциклом, не зарегистрированным в установленном порядке, судоводитель отстранен от управления), проведены 34 беседы с судоводителями маломерных судов с охватом 64 человека.
Владельцу лодочной станции предложено направить заявлению - декларации в Казанское инспекторское отделение Центра ГИМС для постановки на учет.
Юрий Венедиктов обратился к правообладателям объектов на воде и напомнил им об их непосредственных обязанностях в области обеспечения безопасности на воде. Водопользователи объектов на воде должны принять меры, чтобы предупредить судоводителей о зонах отдыха!
В соответствии с требованиями Водного Кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 25.12.2023 N 657-ФЗ) правила использования водных объектов для рекреационных целей, в том числе определение зон отдыха, порядка проведения мероприятий, связанных с использованием водных объектов или их частей для рекреационных целей принимаются нормативным актом органа местного самоуправления.
Соответственно, эта зона должна обозначаться информационным аншлагом, как и зона купания. Для информирования судоводителей также необходима установка знаков ограничения – «Не создавать волнение», «Движение маломерных плавсредств запрещено», «Якоря не бросать».
Если это зона использования активных средств отдыха на воде, целесообразно обозначить её хотя бы плавучими буями.
- При явном нарушении судоводителями установленных норм мы обязаны в рамках административного расследования принять меры административного характера к нарушителям. Правообладатель может сфотографировать и снять на видео факт нарушения, с обращением в адрес ГИМС предоставить фотографию или лучше видеозапись с бортовым номером маломерного судна, по которому мы и установим хозяина, - обратился к владельцам территорий отдыха у воды Главный государственный инспектор Республики Татарстан по маломерным судам, - а судоводители в зоне действия знаков должны двигаться в режиме водоизмещения, это самый малый ход.
В категорию риска традиционно входят рыбаки. В этом году спасли 10 человек, в том числе 2 детей, при эксплуатации маломерных судов.
В Зеленодольском, Лаишевском районах при эксплуатации маломерных судов погибли 2 человека.
Причины происшествий - падение за борт в результате нарушения правил маневрирования, выход в темное время суток, нежелание надевать индивидуальные спасательные жилеты, аварийная чека остановки двигателя не была пристегнута.
1 августа погиб мужчина 1976 года рождения на р. Актай Алькеевского МР, который поплыл за отвязавшейся лодкой.
Основные нарушения, выявляемые ходе патрулирований, так же свидетельствуют о несоблюдении элементарных требований безопасности судоводителями. Так, ежегодно выявляются более тысячи нарушений правил плавания.
В текущем году, с начала периода навигации выявлены 658 нарушений, из них 234 судоводителя не обеспечили собственную безопасность и безопасность пассажиров – не были надеты спасательные жилеты, 218 судоводителей нарушили правила плавания, 4 судоводителя управляли маломерным судном в состоянии опьянения, 111 судоводителей нарушили правила эксплуатации судов (без прохождения технического освидетельствования - 69 судоводителей, без регистрации маломерных судов — 16 судоводителей, без права управления — 26 судоводителей), 60 владельцев маломерных судов нарушили правила государственной регистрации маломерных судов, не своевременно обратились в подразделение ГИМС для регистрации.
Юрий Венедиктов напомнил, что для регистрации маломерного судна в реестре маломерных судов необходимо обратиться в любое подразделение ГИМС МЧС России с заявлением о государственной регистрации маломерного судна в течение 30 календарных дней со дня оформления документов, подтверждающих возникновение или переход прав собственности на это транспортное средство. Также нужно помнить, что при изменении любых сведений, подлежащих внесению в реестр маломерных судов, таких как:
смена фамилии, имени, отчества;
смена адреса регистрации по месту жительства;
изменение информации о двигателях маломерного судна;
переоборудование или модернизация маломерного судна – судовладелец обязан сообщить об этом в ГИМС в течение двух недель.
Невыполнение данных требований в указанные сроки влечет за собой административную ответственность по ч. 2 ст. 19.22 КоАП РФ и наложение административного штрафа на граждан в размере от 1500 до 2000 рублей.
Выход на водоем на незарегистрированном маломерном судне - это административное правонарушение. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 11.8 КоАП РФ управление судном, не зарегистрированным в установленном порядке, влечёт наложение административного штрафа в размере от 15000 до 20000 рублей.
Кроме того, государственный инспектор по маломерным судам в этом случае обязан отстранить судоводителя от управления транспортным средством и применить задержание маломерного судна. Судно при этом перемещается на специализированную стоянку и хранится там до устранения причины задержания.
Основные нормы Правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации (утв. Приказом МЧС России от 06.07.2020 № 487) в части безопасности экипажа, гласят:
При плавании должны быть одеты в индивидуальные спасательные средства:
- лица, находящиеся на водных мотоциклах (гидроциклах), на буксируемых маломерными судами устройствах (водных лыжах, подъёмно-буксировочных системах, а также надувных буксируемых и иных устройствах),
- лица, находящиеся во время движения на беспалубных маломерных судах длиной до 4 метров включительно,
- лица, находящиеся на открытой палубе маломерного судна (либо на беспалубных маломерных судах) во время шлюзования или прохождения акватории порта;
- дети до 12-летнего возраста, находящихся вне судовых помещений.
Перевозить на судне детей до 7-летнего возраста без сопровождения совершеннолетнего запрещено.
При этом применяемые на маломерном судне индивидуальные спасательные средства должны соответствовать размеру и массе лиц, их использующих, и при применении должны быть застегнуты и обеспечивать закрепление на теле пользователя, исключающее самопроизвольное снятие при падении в воду.
Согласно части 3 статьи 11.8 КоАП РФ предусмотрен административный штраф от 15 до 20 тысяч рублей при отсутствие индивидуальных спасательных средств по количеству лиц, находящихся на борту подлежащего регистрации маломерного судна.
Такие меры призваны предупредить гибель людей, при падении с маломерных судов, во время движения в связи с нарушением правил маневрирования, с резким ухудшением погодных условий, с наездом на подводные препятствия.
Знать правила и повторять их никогда не лишне, сотрудник МЧС России ещё раз напомнил судоводителям основные правила безопасности, которые позволять сохранить жизнь.
- В предстоящий осенний период, с понижением температуры воды я бы рекомендовал одевать спасательные жилеты все членам экипажей. Это крайне важно, - отметил Юрий Венедиктов, - необходим именно правильный спасательный жилет. А это, наличие подголовника, который в экстренной ситуации поднимет голову над водою человеку без сознания. Также, брасс - лямки внизу жилета, которые застегиваются между ног. Они не дадут выскользнуть из жилета. Это правильно распределённая плавучесть жилета, человек в воде расположен лицом вверх и спиною вниз.
Второй важный элемент - чека безопасности – это не просто приложение для лодочного мотора, это необходимая вещь, которую нужно всегда надевать на руку или цеплять за одежду, независимо от опыта и умения судоводителя. Лодка уезжает от хозяина, упавшего за борт, ежегодно происходят такие случаи.
Рекомендую судоводителям передвигаться только в проверенных местах, а на незнакомых участках акватории двигаться на пониженной скорости в положении водоизмещения и пользоваться эхолотом.
Третье условие безопасности: соблюдение требований, относящиеся к сигнальным огням. Если судно ими не оборудовано, судоводитель с наступлением темного времени суток должен прекратить его использование. А суда, не подлежащие регистрации, как правило, такими огнями не оборудуются. Любителям ставить на бортах различные фонарики скажу – это запрещено, вы вводите в заблуждение участников движения на воде.
Согласно части 2 статьи 11.7 КоАП РФ — это нарушение влечёт за собой предупреждение, или наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей, или лишение права управления маломерным судном на срок до шести месяцев.
Показательно происшествие на реке Волга – на судоводителе не было жилета, произошло всё в тёмное время суток, чека не пристегнута к телу – и лодка, скорее всего, просто уплыла от хозяина.
- Уважаемые судоводители, обеспечение безопасности пассажиров при посадке, высадке и на период пребывания на судне до выхода на маломерном судне являются обязанностью судоводителя, - подчеркнул Юрий Венедиктов.
Подытоживая свое выступление представитель Главного управления МЧС России по Республике Татарстан остановился на общепринятых правилах безопасности.
- Купальный сезон продолжается, поэтому для любителей отдыха около водных объектов необходимо выбирать оборудованные пляжи. На пляжах также необходимо соблюдать требования безопасности. Судоводитель должен соблюдать несложные меры безопасности:
Перед плаванием необходимо:
1. проверить исправность судна и его механизмов;
2. проверить оснащенность необходимым оборудованием, спасательными средствами и другими предметами снабжения в соответствии с установленными нормами. Дети всегда должны быть в спасательных жилетах, а при ухудшении погодных условий обязательно надеть спасательные жилеты на всех людей, находящихся на судне.
3. соблюдать разрешенную отдаленность от берега и высоту волны, обязательно нужно получить информацию о предстоящих погодных условиях;
4. иметь при себе средства связи, предупредить родных о месте предполагаемой рыбалки или отдыха.
Посмотрите прогноз погоды и спланируйте с его учетом безопасный район плавания. Это самая важная часть подготовки к плаванию!
Ещё раз напоминаю, что это зона ответственности судоводителя, а за их невыполнение может наступить не только административная, но и уголовная ответственность.
Заканчивая свое выступление, хочу добавить, что события на воде крайне скоротечны, и даже опытный человек, попав в опасную ситуацию, не всегда может с ней справиться.
Вода ошибок не прощает.
 А неукоснительное соблюдение действующих Правил плавания и Правил охраны жизни людей на воде поможет существенно обезопасить судоводителей и отдыхающих на водных объектах.
Журналистов интересовало, возможны ли какие-то изменения в области безопасности на воде на законодательном уровне, чтобы урегулировать ситуацию и снизить количество происшествий на воде.
Юрий Венедиктов подчеркнул, что данный вопрос прорабатывается на федеральном уровне. Законопроект находится на рассмотрении в Государственной Думе Российской Федерации. Его внесло Правительство Российской Федерации. Уже прошли первые чтения. Закон может быть принят в сентябре текущего года. Законопроект коснется передачи полномочий по надзору в области безопасности на воде. МЧС России также планирует возложить на ГИМС полномочия по привлечению к ответственности за нарушение правил купания. Будут пересмотрены и размеры штрафов.