Битва без линии фронта: памяти Чернобыльской трагедии

09:00 26.04.2025

26 апреля в Международный день памяти жертв радиационных аварий и катастроф весь мир вспоминает об аварии на Чернобыльской атомной электростанции.

Трагедия, произошедшая 39 лет назад, заставила задуматься человечество о многом: о нашем отношении к атомной энергетике, о безопасной эксплуатации атомных электростанций. Ведь в тот роковой день в результате взрыва пострадали не только республики бывшего СССР - Украина, Белоруссия и Россия, но и ряд других стран, которые граничили с Советским Союзом.
Авария на Чернобыльской АЭС принесла много боли и горя. Точных цифр погибших людей нет. По разным данным, Чернобыльская АЭС унесла жизней от нескольких тысяч до 100 тыс. человек. Огромное количество людей и спецтехники было задействовано в ликвидации последствий взрыва - более 600 тысяч человек понадобились для минимизации последствий произошедшего, среди которых 2,5 тысячи жителей Алтайского края.
Вспоминая об аварии в Чернобыле, мы также вспоминаем и об участниках её ликвидации. Сегодня в подразделениях Главного управления МЧС России по Алтайскому краю работают 2 ликвидатора аварии на Чернобыльской АЭС, всего в ветеранской организации главка состоят 7 человек. Среди ликвидаторов, который в 1987 году попал на территорию Чернобыльской АЭС, Александр Бубнов – в прошлом водитель пожарного автомобиля 75-й пожарно-спасательной части Главного управления МЧС России по Алтайскому краю из Локтевского района. Александр Петрович не только ветеран пожарной охраны и ликвидатор аварии на Чернобыльской АЭС, он с октября 2023 года по ноябрь 2024 года защищал рубежи нашей Отчизны, являлся участником специальной военной операции.
- Александр Петрович, когда вы попали в Чернобыль?
- В 1987 году мне была прислана повестка из военкомата, я явился на сборный пункт. Специальным авиарейсом из Красноярска до Борисполя был доставлен, а там уже на поезде и автобусе до самого Чернобыля. На место прибыл 20 июля 1987 года. Прошел трехмесячную подготовку на атомных объектах города, а после меня отправили в Республику Украину, в поселок Чернобыль, расположенный в нескольких километрах от остановленной АЭС. Все мы, ликвидаторы, жили в бывшей школе, рядом находился палаточный городок. Все это время пили только минеральную воду, питание привозили из соседних сел.
Что касается первого впечатления от Чернобыля, то сразу вспоминается жара и тишина. Птицы нигде не поют, насекомых нигде не слышно, детей и людей тоже, естественно, нет. Было, конечно же, как-то не по себе… Также вспоминается еще один сосновый бор, который располагался с южной стороны ЧАЭС. Весь был каким-то рыже-коричневым, от радиации совсем погиб. С северной стороны ЧАЭС росла огромная сосна в виде трезубца. Знаменита она была тем, что во время Великой Отечественной войны на этом дереве немецкие оккупанты вешали советских солдат-военнопленных и партизан, сражавшихся за свободу нашей страны. После войны это место было памятным вплоть до аварии на станции. После, конечно, эта сосна тоже попала в эпицентр сильного облучения, до 90-х годов она еще стояла, потом уже все…
- В чём именно заключалась Ваша работа на АЭС?
- Был водителем. Моя работа состояла в том, чтобы доставлять специалистов с чистой зоны (поселок городского типа Иванков) на станцию, а по окончании работы увозить людей обратно. В моем распоряжении было 3 автобуса (среди них имелся автобус, который обслуживал технику), они были обшиты свинцовыми пластинками, ведь приходилось бывать каждый день на станции. Страха почему-то не испытывал от всего происходящего. Убеждал себя, что радиация не видна и не ощутима, а значит ее и нечего вовсе боятся…
- Какие, по вашему мнению, необходимы были человеческие качества в работе по ликвидации Чернобыльской аварии?
- В первую очередь, конечно, у ликвидаторов аварии должна была быть дисциплина, взаимовыручка и беспрекословное выполнение всех работ. Без этого никак и никуда. Каждый из нас понимал серьезность сложившейся ситуации, что угроза над всеми нами, над человечеством в целом, нависла огромная. Все мы старались как могли, старались как-то остановить эту угрозу. Самое главное, чтобы люди в дальнейшем никогда не забывали про Чернобыль, и что там произошло. Не дай Бог повторения такой страшной аварии.
- Расскажите, пожалуйста, о вашем участии в специальной военной операции. Когда и где это происходило? Как и почему вы на это решились? Как к этому отнеслась ваша семья?
- До принятия решения постоянно смотрел передачи про Донбасс и Луганщину, что там творится. Конечно, я не сразу пришел к такому решению – отправиться в зону специальной военной операции. В 2022 году в нашем, Локтевском районе, прошла мобилизация. В 2023 решил-таки пойти добровольцем. Прошел все необходимые этапы, и 12 октября из Барнаула на автобусах нас отправили в Юргу, оттуда в Новосибирск, а после долетели до Ростова, затем на машинах довезли на Луганщину, в город Беловодск.
Распределили меня в 25-ую армию 11-й отдельной танковой бригады БМО (батальон механизированного обеспечения). Служил автозаправщиком, возил и подавал горючее. После Нового года перевели в город Старобельск. Строили блиндажи (постоянное или временное подземное фортификационное сооружение для защиты от пулемётного, артиллерийского, миномётного огня, от зажигательного оружия и оружия массового поражения, для отдыха личного состава), капониры (огневое оборонительное сооружение для ведения флангового огня по двум противоположным направлениям) для маскировки машин.
После, 22 января 2024 года, написал рапорт о переводе в мотострелки, перевели меня в Кременную Рубежную бронегруппу, в штурмовой отряд, где служил водителем автозаправщика до дембеля. Моя семья, безусловно, была в шоке, когда я поставил их в известность, что отправляюсь в зону СВО, жена долго уговаривала отказаться от этой «затеи», все-таки возраст, но я уже принял решение. В итоге справился, был награжден даже медалью «Участник специальной военной операции». Конечно, дело было не в наградах… Просто не хотел оставаться в стороне что ли. Не хотел, чтобы такой конфликт творился и у нас, на нашей Родине, в России. Тем более у меня там до сих пор племянник служит офицером. Все происходящее близко к сердцу воспринимал и воспринимаю. Получается, отправился туда, чтобы как-то помочь сохранить молодые жизни наших парней, отправившихся в зону СВО, на защиту страны.
- Александр Петрович, пережив ликвидацию последствий на ЧАЭС и СВО, отслужив в структуре МЧС, безусловно, вы – обладатель многих наград.
- Да, так и есть. Из послужного списка у меня есть Благодарственное письмо «За участие в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, 1987 год». Удостоверение участника ликвидации, подписанное К.С. Шойгу. Знак «Участник ликвидации последствий аварии ЧАЭС». Юбилейная медаль «За заслуги перед Отчеством II степени, 2005 год». Два знака МЧС России «За заслуги» и «За добросовестную службу в рядах спасателей Локтевого района». Медаль «Участник специальной военной операции».
- Александр Петрович, напоследок, чтобы Вы пожелали нашему нынешнему поколению?
- Хотел бы пожелать, чтобы молодое подрастающее поколение берегло природу для себя и для своих детей, для последующих поколений. Уважали и чтили старших. Советую изучать историю нашей страны. Это немаловажно. Занимайтесь также спортом, чтобы оставаться крепкими и сильными духом. А если понадобится защищать рубежи нашей Родины, не колеблитесь, идите. Дай Бог, чтобы этого все-таки не потребовалось. Нас, меня и людей моего поколения, воспитывали именно так! В общем, будьте честными и добросовестными людьми.
Фото и документы из архива А.П. Бубнова.