Сани – летом, телегу – зимой
09:32 18.10.2023
Осень перевалила за середину, навигация подходит к концу, а значит пришло время подготовить к зимовке ваше плавательное средство.
Перед подъемом на берег судно следует разоружить (т.е. снять с него все, что снимается). Устанавливать лодку или катер в помещении нужно на деревянные подкладки, кильблоки или сани. Если нет возможности поместить судно в закрытое помещение, можно соорудить козлы или стойки, врытые в землю на открытом воздухе. Расстояние от земли должно быть не менее полуметра – это облегчит ремонтные и профилактические работы. Легкие лодки следует ставить днищем вверх, желательно сделать над ним навес для защиты от дождя и снега. В крайнем случае, можно укрыть лодку или катер чехлом из брезента или другой плотной ткани. Деревянное судно рекомендуется расположить носом на юг или юго-запад, чтобы весной солнце одинаково нагревало оба борта и дерево высыхало равномерно.
У деревянных лодок перед постановкой на зимнее хранение подводную часть следует ободрать жесткой щеткой от водорослей, слизи, мелких ракушек. В районе ватерлинии корпус необходимо промыть бензином или керосином, чтобы снять следы масла. Надводный борт рекомендуется промыть мыльной водой, после чего насухо вытереть ветошью, обдирая одновременно отстающую краску. Открывшееся при очистке дерево после сушки желательно проолифить. Места с плесенью промыть слабым раствором хлорной извести или другого отбеливателя, применяемого в домашнем хозяйстве (100 г отбеливателя на 5 л воды). Такой же раствор годится и для дезинфекции емкостей для воды: залейте его в емкость на сутки, после чего тщательно ее промойте.
Металлические суда так же необходимо хорошо вымыть, после чего стальные части очистить железной щеткой от ржавчины, а дюралевые – от пятен окислов. Открытый металл желательно покрыть на зиму слоем грунтовки. Если позволяет погода, то неплохо это сделать и со всем корпусом.
Стеклопластиковые суда тщательно вычистить, вымыть и обезжирить уайт-спиритом. Поврежденные покрытия желательно до наступления зимы отремонтировать и окрасить. Пузырение и расслаивание стеклопластика может быть вызвано гидролизом, который чаще всего поражает суда, долгое время находящиеся на плаву. Если вы нашли нечто подобное на вашем судне, вскройте несколько пузырьков: наличие внутри жидкости, пахнущей уксусом, будет свидетельствовать о том, что на корпусе происходят гидролизные явления. Отдельные вскрытые пузырьки рекомендуется промыть ацетоном и дать просохнуть в течение, как минимум, недели. Затем окрасить поврежденные места краской на эпоксидной основе и заполнить отверстия эпоксидной смолой с наполнителем, после чего покрыть весь корпус споем эпоксидной краски. Если же электролиз затронул большую площадь обшивки, то местным ремонтом не обойтись: в этом случае следует снять декоративный спой на всей поврежденной поверхности, обработать ее шкуркой и окрасить заново эпоксидной смолой.
Надувные лодки после окончания сезона очищают мягкой щеткой от песка, водорослей и грязи. Особенно важно удалить песок, скопившийся между надувными бортами и днищем. Масляные пятна удаляют теплой водой с мылом с помощью губки. Применять для этой цели бензин и другие органические растворители нельзя. Вымытую лодку следует просушить в слегка наполненном состоянии, лучше всего в тени на ветру. Чтобы хорошо просохла лента, соединяющая борта и днище, воздух необходимо спустить и вывернуть днище наружу. Воду или конденсат, оказавшиеся внутри бортов, нужно удалить, а лодку в течение некоторого времени просушить с вывернутыми клапанами. Перед свертыванием как внутренние, так и наружные поверхности неплохо пересыпать тальком. Хранить лодку лучше в развернутом виде и немного надутую. Если она будет храниться в чехле, то складывать ее нужно как можно свободнее, так как в местах резких перегибов могут появиться трещины. Неплохо примерно раз в три месяца переукладывать лодку, обращая внимание на то, чтобы новые сгибы не совпадали со старыми. При этом рекомендуется вентилировать внутреннюю поверхность оболочки, два-три раза надув и спустив камеры. Шланг меха надо хранить расправленным, не допуская его перегибов. Хранить лодку следует в сухом помещении с температурой воздуха от 0 до 25°С и с относительной влажностью 30—80% на расстоянии не менее метра от нагревательных приборов.
Двигатели, как стационарные, так и подвесные, требуют зимней консервации. Если у вас на судне стоит стационарный двигатель, то, прежде всего, установив катер на зимнюю стоянку, следует спустить воду из двигателя, холодильника и других систем. При этом необходимо разъединить трубопровод и шланги, соединяющие агрегаты с насосом водяного охлаждения, и отогнуть их так, чтобы разъем оказался в низшей точке. Это нужно для стока остатков воды и возможного конденсата. Если в системе есть участок, из которого свободный сток невозможен, то в самой низшей его точке следует устроить спускную пробку. Затем нужно насухо протереть стенки моторного отсека, включая подволок, и запустить двигатель на средних оборотах. Дав ему поработать две-три минуты, пока не пойдет пар из зарубашечного пространства, следует после этого перекрыть горючее и позволить двигателю выработать горючее из карбюратора до остановки. Когда двигатель остынет и станет чуть теплым, протрите его сухой ветошью, укройте чехлом и еще раз вытрите конденсат с внутренних поверхностей моторного отсека. И, наконец, закройте кингстон поставьте деревянную заглушку в выхлопную трубу, а также в отвод водяной системы. Плотно закройте люк в моторный отсек, предварительно повесив в него мешочки с порошком хлористого кальция.
Аккумуляторные батареи следует хранить в сухом теплом помещении, причем щелочные – разряженными, а кислотные – полностью заряженными.
Убирая ваше плавательное средство на зиму, тщательно осмотрите его и составьте дефектную ведомость – список того, что надо починить и отремонтировать. Многое из этого вы сможете сделать до прихода весны.
Перед подъемом на берег судно следует разоружить (т.е. снять с него все, что снимается). Устанавливать лодку или катер в помещении нужно на деревянные подкладки, кильблоки или сани. Если нет возможности поместить судно в закрытое помещение, можно соорудить козлы или стойки, врытые в землю на открытом воздухе. Расстояние от земли должно быть не менее полуметра – это облегчит ремонтные и профилактические работы. Легкие лодки следует ставить днищем вверх, желательно сделать над ним навес для защиты от дождя и снега. В крайнем случае, можно укрыть лодку или катер чехлом из брезента или другой плотной ткани. Деревянное судно рекомендуется расположить носом на юг или юго-запад, чтобы весной солнце одинаково нагревало оба борта и дерево высыхало равномерно.
У деревянных лодок перед постановкой на зимнее хранение подводную часть следует ободрать жесткой щеткой от водорослей, слизи, мелких ракушек. В районе ватерлинии корпус необходимо промыть бензином или керосином, чтобы снять следы масла. Надводный борт рекомендуется промыть мыльной водой, после чего насухо вытереть ветошью, обдирая одновременно отстающую краску. Открывшееся при очистке дерево после сушки желательно проолифить. Места с плесенью промыть слабым раствором хлорной извести или другого отбеливателя, применяемого в домашнем хозяйстве (100 г отбеливателя на 5 л воды). Такой же раствор годится и для дезинфекции емкостей для воды: залейте его в емкость на сутки, после чего тщательно ее промойте.
Металлические суда так же необходимо хорошо вымыть, после чего стальные части очистить железной щеткой от ржавчины, а дюралевые – от пятен окислов. Открытый металл желательно покрыть на зиму слоем грунтовки. Если позволяет погода, то неплохо это сделать и со всем корпусом.
Стеклопластиковые суда тщательно вычистить, вымыть и обезжирить уайт-спиритом. Поврежденные покрытия желательно до наступления зимы отремонтировать и окрасить. Пузырение и расслаивание стеклопластика может быть вызвано гидролизом, который чаще всего поражает суда, долгое время находящиеся на плаву. Если вы нашли нечто подобное на вашем судне, вскройте несколько пузырьков: наличие внутри жидкости, пахнущей уксусом, будет свидетельствовать о том, что на корпусе происходят гидролизные явления. Отдельные вскрытые пузырьки рекомендуется промыть ацетоном и дать просохнуть в течение, как минимум, недели. Затем окрасить поврежденные места краской на эпоксидной основе и заполнить отверстия эпоксидной смолой с наполнителем, после чего покрыть весь корпус споем эпоксидной краски. Если же электролиз затронул большую площадь обшивки, то местным ремонтом не обойтись: в этом случае следует снять декоративный спой на всей поврежденной поверхности, обработать ее шкуркой и окрасить заново эпоксидной смолой.
Надувные лодки после окончания сезона очищают мягкой щеткой от песка, водорослей и грязи. Особенно важно удалить песок, скопившийся между надувными бортами и днищем. Масляные пятна удаляют теплой водой с мылом с помощью губки. Применять для этой цели бензин и другие органические растворители нельзя. Вымытую лодку следует просушить в слегка наполненном состоянии, лучше всего в тени на ветру. Чтобы хорошо просохла лента, соединяющая борта и днище, воздух необходимо спустить и вывернуть днище наружу. Воду или конденсат, оказавшиеся внутри бортов, нужно удалить, а лодку в течение некоторого времени просушить с вывернутыми клапанами. Перед свертыванием как внутренние, так и наружные поверхности неплохо пересыпать тальком. Хранить лодку лучше в развернутом виде и немного надутую. Если она будет храниться в чехле, то складывать ее нужно как можно свободнее, так как в местах резких перегибов могут появиться трещины. Неплохо примерно раз в три месяца переукладывать лодку, обращая внимание на то, чтобы новые сгибы не совпадали со старыми. При этом рекомендуется вентилировать внутреннюю поверхность оболочки, два-три раза надув и спустив камеры. Шланг меха надо хранить расправленным, не допуская его перегибов. Хранить лодку следует в сухом помещении с температурой воздуха от 0 до 25°С и с относительной влажностью 30—80% на расстоянии не менее метра от нагревательных приборов.
Двигатели, как стационарные, так и подвесные, требуют зимней консервации. Если у вас на судне стоит стационарный двигатель, то, прежде всего, установив катер на зимнюю стоянку, следует спустить воду из двигателя, холодильника и других систем. При этом необходимо разъединить трубопровод и шланги, соединяющие агрегаты с насосом водяного охлаждения, и отогнуть их так, чтобы разъем оказался в низшей точке. Это нужно для стока остатков воды и возможного конденсата. Если в системе есть участок, из которого свободный сток невозможен, то в самой низшей его точке следует устроить спускную пробку. Затем нужно насухо протереть стенки моторного отсека, включая подволок, и запустить двигатель на средних оборотах. Дав ему поработать две-три минуты, пока не пойдет пар из зарубашечного пространства, следует после этого перекрыть горючее и позволить двигателю выработать горючее из карбюратора до остановки. Когда двигатель остынет и станет чуть теплым, протрите его сухой ветошью, укройте чехлом и еще раз вытрите конденсат с внутренних поверхностей моторного отсека. И, наконец, закройте кингстон поставьте деревянную заглушку в выхлопную трубу, а также в отвод водяной системы. Плотно закройте люк в моторный отсек, предварительно повесив в него мешочки с порошком хлористого кальция.
Аккумуляторные батареи следует хранить в сухом теплом помещении, причем щелочные – разряженными, а кислотные – полностью заряженными.
Убирая ваше плавательное средство на зиму, тщательно осмотрите его и составьте дефектную ведомость – список того, что надо починить и отремонтировать. Многое из этого вы сможете сделать до прихода весны.