Беспримерный бой с огнем: к годовщине пожара на территории НПЗ в городе Кириши
13:28 21.03.2024
ФОТО Николая Гаращука (из личного архива автора).
18 марта 1986 года в небольшом городке Кириши, что в ста пятидесяти километрах от Ленинграда, вспыхнул пожар на территории Нефтеперерабатывающего завода ПО «Киришинефтеоргсинтез» Миннефтехимпрома СССР. Мощным факелом горел огромный, высотой с четырехэтажный дом и диаметром более 30 метров резервуар-десятитысячник, до краев заполненный бензином. Огонь угрожал перекинуться на такие же емкости, расположенные в непосредственной близости от горящей. Пожар, возникший по халатности персонала, вполне мог привести к гибели не только самого предприятия, но и города Кириши. Однако ценой неимоверных усилий пожарным удалось не только победить огонь, но и сохранить 70 % находившегося в резервуаре топлива. Тот бой с огнем длился 85 часов.
С тех пор минуло уже более трех десятков лет. Но и по сей день тушение этого беспримерного по своей сложности пожара не имеет аналогов в мировой практике пожаротушения.
В 05:50 в службу пожарной охраны поступил сигнал о возгорании на территории НПЗ «Киришинефтеоргсинтез». Из-за оплошности оператора при заполнении резервуара № 26 произошел перелив бензина АИ-76. Работники предприятия, почувствовав сильный запах топлива, включили привод на закрытие электроприводной задвижки. Однако в ту же минуту от пробежавшей где-то на линии искры прогремел взрыв… В радиусе трех километров от завода взрывной волной в некоторых жилых домах выбило окна и двери. Загорелся и сам резервуар емкостью десять тысяч тонн.
Уже через две минуты к месту прибыли первые пожарные расчеты. К этому моменту огонь охватил обвалование резервуара и пеносливные камеры, отдельные очаги пламени образовались и в обваловании соседнего резервуара. Создалась угроза того, что крышу горящей емкости могло сорвать. В таком случае пламя перекинулось бы на соседние заполненные топливом резервуары. В 05:54 пожару присвоили № 3 «жидкость».
В 08:55 на пожар прибыл начальник УПО Ленинграда Леонид Иванович Исаченко, принявший на себя руководство тушением пожара. Именно ему пришлось выбрать уникальную тактику тушения, не имеющего до сего времени аналогов в мировой практике. Спустя годы Леонид Иванович вспоминал ту многодневную битву в мельчайших деталях: «В ночь на 20 марта в Кириши из Москвы приехал лично начальник ГУПО МВД СССР А. Микеев. Он вызвал на пожар заместителя начальника Управления пожарной охраны города Баку полковника Сорокина, считавшегося крупным специалистом по тушению подобных пожаров. Когда он прилетел к нам, то предложил продолжить охлаждение резервуара до полного выгорания топлива и разрушения самого резервуара. «Другого выхода нет», – сказал тогда Сорокин. Но я с ним не согласился… Удивительно, но у меня в голове практически сразу же выстроился четкий план тушения такого необычайно сложного объекта. Мне в голову пришла идея перекачать бензин из горящего резервуара в пустой резервный. Но это было не так-то просто сделать: огонь повредил автоматическую систему управления задвижками, поэтому открыть их для перекачки бензина в соседнюю емкость было невозможно. Необходимо было сначала ликвидировать факельное горение на самих задвижках, а затем открыть их вручную», - вспоминал Исаченко.
Учитывая сложившуюся обстановку и реальную угрозу городу Кириши, на ликвидацию пожара были брошены не только все силы местного гарнизона, но и объявлен сбор личного состава, свободного от несения службы, в Ленинграде. На помощь киришским огнеборцам отправилась колонна из 23 единиц техники и 150 пожарных-добровольцев. В их числе был и старший пожарный 10-й пожарной части Ленинграда Николай Гаращук: «Мы заканчивали свои дежурные сутки, когда нас собрали и объявили, что в Киришах серьезный пожар и требуется помощь. Мы отправились туда всем караулом. Я захватил с собой фотоаппрарат, мне тогда удалось сделать несколько кадров пожара на территории НПЗ…
Это действительно был очень редкий пожар. Тушить его привычным способом не было возможности. Огонь было «не поймать». Казалось бы, все уже потушили, огня нет, но вдруг он опять откуда-то прорывался, вырываясь вдруг, например, из-под смеси воды, бензина и пожарной пены, которыми было заполнено обвалование вокруг горящего резервуара. Выглядело это очень красиво, как будто бы снег кругом, но под ним гулял огонь. В этой смеси пожарным и приходилось работать, некоторые тогда получили химические ожоги. К счастью, это оказалось наиболее серьезным последствием того пожара. Удивительно, но во время тушения никто серьезно не пострадал, жертв и вовсе удалось избежать», - вспоминал Николай Федорович, - «Наработались мы на том пожаре очень серьезно, практически без сна и отдыха. Помню, там был дежурным по городу Александр Константинов. Он подбадривал бойцов: не робейте, не унывайте, еще будете вспоминать все это с гордостью».
Пожарные встретились с редким случаем тушения горящего резервуара. Во-первых, было несколько очагов горения: в самом резервуаре, переполненном бензином, на узле задвижек и в обваловании. Во-вторых, кровля на резервуаре была практически не тронута взрывом, что затрудняло тушение внутри. Третья сложность заключалась в том, что огонь нарушил автоматическую систему управления задвижками, поэтому открыть их для перекачки бензина из горящего резервуара в соседний не представлялось возможным. Нужно было сначала ликвидировать мощное горение на задвижках, а затем открыть их вручную.
Весь первый день пожарные охлаждали горящий и соседние резервуары, а 14 самосвалов Киришской автоколонны подвозили песок и щебень сооружая насыпь к горящим задвижкам. Особо стоит отметить мужество пожарных, работавших со стволами непосредственно в обваловании горящего резервуара. Здесь слой воды и бензина достигал полутора метров, люди работали по грудь в этой адской смеси. Во время вспышек паров бензина в обваловании не раз создавалась угроза безопасности пожарных.
На второй день продолжилась работа по интенсивному охлаждению резервуара и горящих задвижек. Укреплялась и расширялась насыпь, создавалась площадка для работы ствольщиков и техники у горящего резервуара.
В 5 часов (утра) обстановка осложнилась. Произошла мощная вспышка паров бензина внутри резервуара, отчего образовался подрыв крыши, в ней появилась 15 метровая щель, пламя взметнулось на 35-40 метров. Одновременно воспламенился бензин в обваловании. В 10 часов, после окончательной засыпки дамбы, горение на задвижках было ликвидировано.
На третий день удалось приоткрыть задвижки и начать медленную перекачку бензина, спешить было нельзя, так как мог произойти перекос плавающего понтона, что грозило новыми сложностями. К 8 утра 21 марта бензин был откачан на уровне двух метров. Параллельно велись подготовительные работы для вырезки в его стенах отверстия с целью подачи пены во время решающей пенной атаки. К 16.30 газорезчиками было вырезано отверстие 2,5 х 1,5 метра. Пенная атака, начатая в 17 часов, ликвидировала горение внутри резервуара в 19 часов 12 минут. Успешное завершение 85-часовой борьбы с огнем предопределила мужество и стойкость участников тушения.
«Хочу отметить мужество пожарных, которые работали со стволами в обваловании горящего резервуара. Девять раз огонь испытывал их на прочность: при вспышках паров бензина пламя прокатывалось огненной волной, охватывая при этом площадь до восьми тысяч кв. метров. Тогда пожарным, стоящим в обваловании, приходилось буквально нырять под воду, пропуская пламя над собой. Это был удивительный героизм людей!», – рассказывал Леонид Иванович Исаченко.
Тушение беспримерного по своей сложности пожара продолжалось 85 часов. Всего в бою с огнем были задействованы 62 единицы основной и специальной пожарной техники, а также два пожарных поезда. На тушение огня было подано 12 лафетных стволов, 8 РС-70, 23 ГПС-600 и 4 ГПС-2000. Было проложено 57 магистральных линий, использовано 1560 рукавов и израсходовано 930 тонн пены, которую доставляли также из Пскова, Карелии, других областей и даже соседних республик.
На пожаре было создано 7 боевых участков, которые возглавляли наиболее опытные сотрудники из числа начальствующего состава ленинградского гарнизона пожарной охраны. С огнем боролись 560 пожарных.
За проявленное мужество и героизм 19 наиболее отличившихся работников были награждены орденами и медалями.
18 марта 1986 года в небольшом городке Кириши, что в ста пятидесяти километрах от Ленинграда, вспыхнул пожар на территории Нефтеперерабатывающего завода ПО «Киришинефтеоргсинтез» Миннефтехимпрома СССР. Мощным факелом горел огромный, высотой с четырехэтажный дом и диаметром более 30 метров резервуар-десятитысячник, до краев заполненный бензином. Огонь угрожал перекинуться на такие же емкости, расположенные в непосредственной близости от горящей. Пожар, возникший по халатности персонала, вполне мог привести к гибели не только самого предприятия, но и города Кириши. Однако ценой неимоверных усилий пожарным удалось не только победить огонь, но и сохранить 70 % находившегося в резервуаре топлива. Тот бой с огнем длился 85 часов.
С тех пор минуло уже более трех десятков лет. Но и по сей день тушение этого беспримерного по своей сложности пожара не имеет аналогов в мировой практике пожаротушения.
В 05:50 в службу пожарной охраны поступил сигнал о возгорании на территории НПЗ «Киришинефтеоргсинтез». Из-за оплошности оператора при заполнении резервуара № 26 произошел перелив бензина АИ-76. Работники предприятия, почувствовав сильный запах топлива, включили привод на закрытие электроприводной задвижки. Однако в ту же минуту от пробежавшей где-то на линии искры прогремел взрыв… В радиусе трех километров от завода взрывной волной в некоторых жилых домах выбило окна и двери. Загорелся и сам резервуар емкостью десять тысяч тонн.
Уже через две минуты к месту прибыли первые пожарные расчеты. К этому моменту огонь охватил обвалование резервуара и пеносливные камеры, отдельные очаги пламени образовались и в обваловании соседнего резервуара. Создалась угроза того, что крышу горящей емкости могло сорвать. В таком случае пламя перекинулось бы на соседние заполненные топливом резервуары. В 05:54 пожару присвоили № 3 «жидкость».
В 08:55 на пожар прибыл начальник УПО Ленинграда Леонид Иванович Исаченко, принявший на себя руководство тушением пожара. Именно ему пришлось выбрать уникальную тактику тушения, не имеющего до сего времени аналогов в мировой практике. Спустя годы Леонид Иванович вспоминал ту многодневную битву в мельчайших деталях: «В ночь на 20 марта в Кириши из Москвы приехал лично начальник ГУПО МВД СССР А. Микеев. Он вызвал на пожар заместителя начальника Управления пожарной охраны города Баку полковника Сорокина, считавшегося крупным специалистом по тушению подобных пожаров. Когда он прилетел к нам, то предложил продолжить охлаждение резервуара до полного выгорания топлива и разрушения самого резервуара. «Другого выхода нет», – сказал тогда Сорокин. Но я с ним не согласился… Удивительно, но у меня в голове практически сразу же выстроился четкий план тушения такого необычайно сложного объекта. Мне в голову пришла идея перекачать бензин из горящего резервуара в пустой резервный. Но это было не так-то просто сделать: огонь повредил автоматическую систему управления задвижками, поэтому открыть их для перекачки бензина в соседнюю емкость было невозможно. Необходимо было сначала ликвидировать факельное горение на самих задвижках, а затем открыть их вручную», - вспоминал Исаченко.
Учитывая сложившуюся обстановку и реальную угрозу городу Кириши, на ликвидацию пожара были брошены не только все силы местного гарнизона, но и объявлен сбор личного состава, свободного от несения службы, в Ленинграде. На помощь киришским огнеборцам отправилась колонна из 23 единиц техники и 150 пожарных-добровольцев. В их числе был и старший пожарный 10-й пожарной части Ленинграда Николай Гаращук: «Мы заканчивали свои дежурные сутки, когда нас собрали и объявили, что в Киришах серьезный пожар и требуется помощь. Мы отправились туда всем караулом. Я захватил с собой фотоаппрарат, мне тогда удалось сделать несколько кадров пожара на территории НПЗ…
Это действительно был очень редкий пожар. Тушить его привычным способом не было возможности. Огонь было «не поймать». Казалось бы, все уже потушили, огня нет, но вдруг он опять откуда-то прорывался, вырываясь вдруг, например, из-под смеси воды, бензина и пожарной пены, которыми было заполнено обвалование вокруг горящего резервуара. Выглядело это очень красиво, как будто бы снег кругом, но под ним гулял огонь. В этой смеси пожарным и приходилось работать, некоторые тогда получили химические ожоги. К счастью, это оказалось наиболее серьезным последствием того пожара. Удивительно, но во время тушения никто серьезно не пострадал, жертв и вовсе удалось избежать», - вспоминал Николай Федорович, - «Наработались мы на том пожаре очень серьезно, практически без сна и отдыха. Помню, там был дежурным по городу Александр Константинов. Он подбадривал бойцов: не робейте, не унывайте, еще будете вспоминать все это с гордостью».
Пожарные встретились с редким случаем тушения горящего резервуара. Во-первых, было несколько очагов горения: в самом резервуаре, переполненном бензином, на узле задвижек и в обваловании. Во-вторых, кровля на резервуаре была практически не тронута взрывом, что затрудняло тушение внутри. Третья сложность заключалась в том, что огонь нарушил автоматическую систему управления задвижками, поэтому открыть их для перекачки бензина из горящего резервуара в соседний не представлялось возможным. Нужно было сначала ликвидировать мощное горение на задвижках, а затем открыть их вручную.
Весь первый день пожарные охлаждали горящий и соседние резервуары, а 14 самосвалов Киришской автоколонны подвозили песок и щебень сооружая насыпь к горящим задвижкам. Особо стоит отметить мужество пожарных, работавших со стволами непосредственно в обваловании горящего резервуара. Здесь слой воды и бензина достигал полутора метров, люди работали по грудь в этой адской смеси. Во время вспышек паров бензина в обваловании не раз создавалась угроза безопасности пожарных.
На второй день продолжилась работа по интенсивному охлаждению резервуара и горящих задвижек. Укреплялась и расширялась насыпь, создавалась площадка для работы ствольщиков и техники у горящего резервуара.
В 5 часов (утра) обстановка осложнилась. Произошла мощная вспышка паров бензина внутри резервуара, отчего образовался подрыв крыши, в ней появилась 15 метровая щель, пламя взметнулось на 35-40 метров. Одновременно воспламенился бензин в обваловании. В 10 часов, после окончательной засыпки дамбы, горение на задвижках было ликвидировано.
На третий день удалось приоткрыть задвижки и начать медленную перекачку бензина, спешить было нельзя, так как мог произойти перекос плавающего понтона, что грозило новыми сложностями. К 8 утра 21 марта бензин был откачан на уровне двух метров. Параллельно велись подготовительные работы для вырезки в его стенах отверстия с целью подачи пены во время решающей пенной атаки. К 16.30 газорезчиками было вырезано отверстие 2,5 х 1,5 метра. Пенная атака, начатая в 17 часов, ликвидировала горение внутри резервуара в 19 часов 12 минут. Успешное завершение 85-часовой борьбы с огнем предопределила мужество и стойкость участников тушения.
«Хочу отметить мужество пожарных, которые работали со стволами в обваловании горящего резервуара. Девять раз огонь испытывал их на прочность: при вспышках паров бензина пламя прокатывалось огненной волной, охватывая при этом площадь до восьми тысяч кв. метров. Тогда пожарным, стоящим в обваловании, приходилось буквально нырять под воду, пропуская пламя над собой. Это был удивительный героизм людей!», – рассказывал Леонид Иванович Исаченко.
Тушение беспримерного по своей сложности пожара продолжалось 85 часов. Всего в бою с огнем были задействованы 62 единицы основной и специальной пожарной техники, а также два пожарных поезда. На тушение огня было подано 12 лафетных стволов, 8 РС-70, 23 ГПС-600 и 4 ГПС-2000. Было проложено 57 магистральных линий, использовано 1560 рукавов и израсходовано 930 тонн пены, которую доставляли также из Пскова, Карелии, других областей и даже соседних республик.
На пожаре было создано 7 боевых участков, которые возглавляли наиболее опытные сотрудники из числа начальствующего состава ленинградского гарнизона пожарной охраны. С огнем боролись 560 пожарных.
За проявленное мужество и героизм 19 наиболее отличившихся работников были награждены орденами и медалями.