Ради жизни на земле: 80-летию Великой Победы

11:08 11.04.2025

Из дневника Сергея Гордеевича Голубева, заместителя начальника УПО г. Ленинграда.28 июня 1941 года. Суббота
Вчера возвратился в Москву посол Англии Крипс. С ним приехала военная миссия в составе генерал-лейтенанта Мэсона Макфарлама, контр-адмирала Майлса, вице-адмирала Кольера. В этот же день миссия была принята В.М. Молотовым.
Вчера калмыки провожали мобилизованных в Красную Армию сыновей калмыцкого народа. Работница сказала трогательную речь. Герой Советского Союза Шевченко со своим подразделением сбил двадцать два самолета противника. По радио выступал брат Николая Щорса. Он артиллерист и инженер-технолог авиации. Поехал на фронт. На текстильную фабрику пришла пенсионерка-ткачиха Кранивенцева, 60 лет, и попросила допустить ее к станку. Колхозницы-девушки и женщины усиленно изучают тракторы и комбайны, заменяют мужчин, ушедших на фронт. Много русских эмигрантов в США подают заявления о вступлении добровольцами в Красную Армию, желая защитить свое отечество. Прошли слухи, что в Шанхае две-три тысячи русских белогвардейцев заявили желание пойти на фронт защищать свою Родину.
В оккупированных странах начались взрывы германских складов с боеприпасами. Взорван склад в Голландии, склад в Греции. Сегодня артист Каминка читал фельетон Заславского о том, что в Германии спешно готовятся цари для России. Был претендентом на престол Кирилл. Он умер. Дочь его Кира вышла замуж за кронпринца. Гитлер сначала поставил на престол России младшего брата кронпринца. Но тот не знает русского языка. Тогда решили назначить царем младшего брата Киры. Бедная Россия, вот до чего дошло!
Ночь работали в Государственном Эрмитаже. Послали сто двадцать пять слушателей техникума. Упаковали все ценности. Их снесли в безопасное место. Работами руководил зам. наркома государственной безопасности комиссар госбезопасности 2-го ранга Павлов. Мы долго с ним разговаривали. Он нас с М.П. Блейхманом познакомил с директором Эрмитажа Орбели — братом известного академика Орбели — физиолога, ученика и продолжателя дела И.П. Павлова.
Правительство умно поступает, что готовится к сохранению культурных ценностей. Известные памятники, шедевры русских скульпторов, памятники Петру I, Николаю I, Суворову и др. защищаются специальными футлярами из дерева с толстой песчаной прослойкой. Мы видели, как одевают в дерево памятник Суворову у Троицкого моста (памятник полководцу во время войны оставался открытым), колонну Славы на площади Урицкого (ныне Дворцовая площадь).
Сегодня мы дважды проехали по городу. Всюду ведется подготовка на случай бомбардировки города с воздуха. Надо ожидать, что коварный враг бросит на город Ленина сотни бомбардировщиков, как только это найдет выгодным для себя. Стекла во всех домах заклеены бумажными полосами. Это даже украшает здания. В окнах появились симметрические узоры, дома как принарядились. В скверах и на площадях лежат, блестя на солнце, баллоны заграждения. На площади «Жертв революции» (Марсово поле) и в других местах установлены зенитные орудия и пулеметы. Окна подвальных этажей, превращенных в бомбоубежища, плотно закрыты кирпичами или мешками с песком. В скверах и вообще на свободных местах вырыты и роют убежища от бомб. Мобилизовано на это население.
Согласно постановлению Ленсовета, неработающие на предприятиях и в учреждениях привлекаются на восьмичасовую работу семь дней подряд, после чего четыре дня дается отдых. Работающие на предприятиях, за исключением оборонных, привлекаются на три часа работы.
Запрещено фотографирование, въезд в город не прописанных, передвижение от 24 ночи до 4 часов утра.
Людей на улицах мало. Даже Невский проспект опустел. У райвоенкомата много провожающих на фронт мобилизованных. Это преимущественно женщины. По улицам бодро шагают отряды войск, учащихся, трудящихся, идущих на работу, членов санитарных дружин. Ленинград с величайшим спокойствием готовится к отражению нападения и с воздуха и с земли.
Вечер. Слушаем радио. Сводка сообщает: на минском направлении разгромлен штаб вражеского корпуса, захвачены оперативные документы, взят в плен генерал. На Луцком и Львовском направлении атаки отбиты. В остальных местах граница удерживается. Наши войска перешли Дунай и вторглись в Румынию. Один наш летчик вынужденно сел на территории противника. Однако снова взлетел и благополучно вернулся на свой аэродром. Колхозники поймали группу парашютистов-немцев, а на море поймали летчиков, севших на море и удиравших в резиновой лодке. Советский летчик лейтенант Ермак — смелый истребитель. Он уже сбил пять неприятельских самолетов. Родина должна отметить его подвиг!
У меня в квартире поселили семью командира-пограничника из Таллина. Приехала женщина с ребенком и сестрой — трое. Ее звать Любовь Ивановна, сестру — Марина Ивановна, трехлетнего сына — Эдик. Фамилии не узнал. Поселили их в спальне. Сами перебрались в столовую.
29 июня 1941 года. Воскресенье
Начинаю запись со сводки Совинформбюро. На Минском направлении, Луцком направлении наши войска отступили. Идут тяжелые бои. На Львовском направлении сейчас идет бой танков. С обеих сторон участвует в бою свыше четырех тысяч танков. Это величайшее сражение техники. Наши войска вчера подбили около трехсот танков. На остальных участках фронта граница удерживается.
Зам. зав. информбюро т. Лозовский провел первую пресс-конференцию для иностранных журналистов и корреспондентов. Он отметил следующие три факта:
I. С первого января по 22 июня 1941 года немецкие самолеты свыше трехсот двадцати четырех раз перелетали нашу границу. Иногда самолеты залетали на 100-150 километров вглубь страны. Наши самолеты за это время ошибочно залетали восемь раз.
II. Заявление ТАСС о соблюдении Германией своих обязательств было сделано преднамеренно, чтобы заставить Германию выполнить свои обязательства. Но это заявление в Германии или вассальных государствах не было опубликовано.
Один наш летчик-герой истребитель сегодня врезался в середину строя вражеских бомбардировщиков снизу и разогнал их.
Колхозники задержали группу диверсантов в пятьдесят человек. Батальон НКВД уничтожил тридцать два, а остальных взял в плен. Думали ли когда-нибудь фашисты, что им придется воевать не только с Красной Армией, но и с гражданским населением?
А вот еще для нас обычный случай: в районе Коуволы группа финских солдат перешла на нашу сторону.
На западном фронте сел на нашем аэродроме немецкий бомбардировщик. Экипаж перешел на нашу сторону и написал воззвание! В какую войну такое наблюдалось?
Рабочие и работницы на наших заводах показывают невиданные образцы производительности. Некоторые рабочие выполняют по две-три нормы.
Вот военные эпизоды. Летчик Тихомиров нагнал вражеский самолет и из-за неимения патронов врезался в противника и сбил его. Самолет Тихомирова тоже погиб, однако сам летчик благополучно спасся на парашюте. Тихомиров проявил беспримерный героизм!
Вчера Венгрия объявила себя в состоянии войны с СССР! Вчера у нас в доме возникли слухи, что семьи пограничников подлежат эвакуации в Саратов, Ярославль и другие места. Кое-кто стал готовиться.
Стало известно, что властями решено эвакуировать из Ленинграда четыреста тысяч детей до трехлетнего возраста. У нашего зам. начальника техникума по политчасти И.И. Тимошенко эвакуируется старшая дочь Аллочка. Мой помощник Ф.Б. Зильберштейн категорически отказался эвакуировать свою дочь Ирину до получения приказа. Говорят, сегодня с Октябрьского вокзала (ныне Московский вокзал) отправили первые эшелоны детей. Среди матерей царила растерянность, обилие слез. Но как же могло быть иначе?
30 июня 1941 года. Понедельник
Сводка с фронтов неутешительная. Финско-немецкие войска по всему фронту от Баренцева моря до Балтийского вчера пошли в наступление, однако везде были отбиты.
На участке Вильно-Шауляй наши войска отступают. На Минском направлении продвижение противника приостановлено. Вклинившиеся танковые части отрезаны и их бомбят наши самолеты. На Луцком направлении третий день продолжается сражение крупных масс танков. На западном фронте противник сосредоточил против нас свыше ста семидесяти дивизий — это около 3 млн 500 тысяч человек, из них 1/3 мотомеханизированных частей. Нашими войсками оставлены города Брест, Белосток, Вильно, Каунас, Гродно.
Б. Розанов поместил в «Красной звезде» статью «Варвары». Он пишет: «Один из фашистов писал: первобытное варварство, скрытое и скованное в течение столетий под строгими формами высокой культуры, теперь пробуждается. Мы считаем наилучшим боевым кличем, провозглашенным в последние годы — назад к варварству!» Второй мракобес и людоед писал: «Больше всего страдают от воздушных бомбардировок наиболее густонаселенные районы городов. Поскольку эти кварталы населены бедными людьми, не обеспеченными в жизни, то общество освобождается с помощью воздушных бомбардировок от этих людей». Фридрих II когда-то сказал: «Если Вам нравится чужая провинция, и вы имеете достаточно силы, занимайте ее немедленно» — вот лозунг фашистов, которые прославляют Фридриха II.
Гитлер истерически кричит: «По следам тевтонских рыцарей, вперед на Восток!» Но он, видимо забыл, как русский народ встретил псов-рыцарей!
Илья Эренбург был в одном из французских городов на берегу Лауры, когда туда пришли немцы. Он видел, как обращались немцы с французами. И. Эренбург свидетельствует, что к нему подошел немец, принявший его за француза, и сказал: «Ваша страна очень красивая. Теперь мы наведем порядок. Так сказал фюрер. Конечно, воевать никому не хочется. У меня в Касселе жена, дети. Но без нас порядка не будет. А через год мы справимся со всем. В августе мы возьмем Лондон, так сказал фюрер. Потом пойдем в Россию. Там Украина, много хлеба. У нас трудно. Жена из Касселя просит посылочку. Я взял здесь окорок: если примут посылку — пошлю окорок. А в России много всего. Мы там наведем порядок».
Старые германские империалисты говорили: «Славяне — это только удобрение для немцев».
Наши люди непременно проявляют чудеса храбрости. Вот несколько примеров, которые нельзя было не запомнить. Младший лейтенант Яковлев во время боя с самолетами противника внезапно нырнул вниз, а затем снизу врезался в строй вражеских бомбардировщиков и заставил метким огнем уничтожить пятнадцать солдат противника. Стрелок-радист Беловеков получил четыре ранения, продолжал вести бой и успешно отразил вражеского истребителя.
20 июня в Финляндии была проведена всеобщая мобилизация, а 23 июня произведены первые разбойничьи нападения на советскую землю. 23 июня шесть немецких самолетов пытались бомбить Кронштадт, и вечером по всему фронту немецко-финские войска пошли в наступление, но не везде были отбиты.
1 июля 1941 года. Вторник
Мария прислала письмо. Леонида 24 июня призвали в армию. Уже уехал куда-то, она работает по одиннадцать часов на заводе. Хорошо, что Иру отправили в Курск. Там она со своими родными. Теперь бы ее эвакуировали наряду со всеми детьми. Мария не беспокоилась бы.
Наши квартиранты-таллинцы перебрались в другую квартиру, в помещение освободившихся детских яслей. Мы остались одни. Стало скучно. Снова передвигаем мебель.
Семьи наших героев-пограничников, пока по непонятным для меня причинам, вчера спешно погрузили свой скарб на автомашины и уехали на вокзал. Говорят, их эвакуируют в Саратов и Ярославль. Что-то непонятное творится. Грузили тюки, сундуки, швейные машины, велосипеды, ночные детские горшочки. Оставшиеся почему-то недружелюбно провожали отъезжавших. Наверное, им нужно было уезжать, только нам это было не понятно. Приказало начальство, а ему виднее!
В утренней сводке передавали:
1. На Финском фронте все атаки отбиты. На Мурманском направлении идут упорные бои.
2. На Вильно-Двинском направлении враг нажимает в сторону Риги — на северо-восток. В бой брошены большие силы противника, намного превосходящие наши силы.
3. На Минско-Барановичском направлении силы танковых частей противника превосходят наши. Войска Красной Армии отходят на промежуточные рубежи. Идут ожесточенные бои.
4. На Пруте все атаки противника отбиты.
5. Потоплены две подлодки противника: одна в Балтийском, другая в Черном морях.
6. Красноармеец Измайлов, замаскировавшись, уничтожил одиннадцать финских егерей.
7. Танк под командованием сержанта Спиченкова прямой наводкой из пушки расстрелял пять немецких танков.
8. Дети, увидев, что над мостом летает самолет противника, сообщили об этом куда следует. Вскоре к мосту прилетели два транспортных самолета противника и высадили двадцать два диверсанта. Взвод под командой офицера Тарасова всех изловил и уничтожил.
Вчера решением Президиума Верховного Совета СССР, ЦК ВКП(б) и Совнаркома образован Государственный Комитет Обороны в составе: И.В. Сталин — председатель, В.М. Молотов — зам председателя, К.Е. Ворошилов , Г.М. Маленков, Л.П. Берия — члены Совета. К Государственному Комитету Обороны переходит вся полнота государственной власти. Комитету подчинены все советские, государственные организации, партийные и комсомольские организации, военные органы.
Газета «Правда» в передовой настойчиво призывает население к бдительности, дисциплине, организованности, борьбе с болтунами.
Интересен случай с майором Хрулевым. Он сел в трамвай № 11, чтобы ехать в школу им. Куйбышева в Стрельну. Пересадку на трамвай № 28 нужно было сделать у Кировского завода. Хрулев спросил у кондуктора доедет ли он на трамвае до Кировского завода. Кондуктор ответил: «Не знаю». К их разговору прислушался воентехник. Он стал перешептываться с другими пассажирами. У Кировского завода Хрулев сошел с трамвая, не зная, на какой трамвай ему нужно садиться, пошел в проходную завода к милиционеру. Воентехник последовал за ним. Узнав номер трамвая, Хрулев быстро сел в трамвай и уехал. Через три остановки трамвай догнала грузовая машина, и из нее вышел воентехник. Затем он сел в трамвай. Объяснение было у школы им. Куйбышева. Техник извинился и ушел. Его никто не осудил. Это было нормальным явлением. Много подобных случаев было в эти дни в городе. Бдительность нужна!
Опубликовано специальное обязательное постановление о ламповых радиоприемниках. Завтра свой СВД-9 отнесу в Райсвязь. Сегодня подал заявление о подводке радиоточки горсети.
Сегодня был в городе, на проспекте 25 Октября (ныне Невский проспект). Народу мало. Преобладают женщины. Редко встречаются военные — буквально единицы в поле зрения и то только что призванные. У всех хмурые сосредоточенные лица. Улыбок, смеха, шуток не слышно. Подозрительно поглядывают друг на друга. Движение уличного транспорта резко сократилось. Автомашин мало. В магазинах редкие покупатели. Товаров много, никто не покупает. Некогда, да и денег мало.
Ходил в сберкассу. Деньги дают по-прежнему. Никого у кассы не было. Взял 50 рублей. Купил за 22 рубля репродуктор. Пришла в сберкассу незнакомая женщина. В руках сторублевая облигация 1938 года. Сказала: «Хочу сдать». Служащая ответила, что принять не может, такое распоряжение. Женщина заволновалась: «Как же так! Ребятишки ведь, обносились! Что же это за обман. Ведь говорили, что в любое время можно вернуть. Ах, горе какое! Я понимаю, что тяжело всем, но мне-то как…Ребятишки ведь…» Она долго причитала, жаловалась, ни к кому не обращаясь, и ушла нетвердой походкой.
Мы никак не можем преодолеть какое-то индифферентное состояние. Все чувствуют опасность, тревожатся, гадают, обсуждают положение на фронтах, смотря на карту, которую вывесил капитан Шадрин в вестибюле, но нужной интенсивности в работе нет. Никак наши люди не могут определить, что сейчас главное, что надо делать в первую очередь. Указаний от центра и от партийных органов нет. Информация о состоянии фронтов не исчерпывает всех наших вопросов. До сего дня не было партсобрания, не было собрания сотрудников. Вчера мы даже ушли с работы в 20 часов, хотя раньше уходили позже. Нужно какое-то твердое указание свыше, чтобы разбудить нас от спячки, дать какое-то твердое задание. Если надо готовить город к обороне, то нужно рыть окопы и т.д.