Ребенок один дома: воспитание самостоятельности или беспечность взрослых?

07:35 26.06.2024

Достаточно часто сотрудники МЧС России получают сообщения от очевидцев: на балконе, в распахнутом окне квартиры наблюдают малолетнего ребенка. Реагируя на данные сообщения, специалисты чрезвычайного ведомства очень часто фиксируют факт нахождения маленьких детей дома одних. Самый последний подобного рода случай произошел 24 июня: в многоэтажке по ул. Головницкого на балконе плакал мальчик пяти лет и звал маму… Сотрудники Челябинского пожарно-спасательного гарнизона по трехколенной лестнице вызволили ребенка из квартиры третьего этажа и передали сотрудникам полиции для установления обстоятельств случившегося.Можно ли оставить маленького ребенка дома одного? А с какого возраста ребенок может один оставаться дома? Рано или поздно такие вопросы встают перед каждым родителем. Как быть? Давайте разбираться.Не у каждой семьи есть возможность неотлучно находиться рядом с ребенком до его совершеннолетия. К тому же, излишняя опека вызывает массу вопросов, в том числе у профессионалов по вопросам материнства и детства. Маленький гражданин проходит социализацию не только в детском коллективе (например, в детском саду, школе и т.п.). Осваивая азы самостоятельности, ребенок также социализируется, приобретает различные бытовые навыки. Так можно ли оставлять маленького ребенка дома одного, приучая его к самостоятельности?Специалисты МЧС России смотрят на этот вопрос с точки зрения безопасности. Дети познают мир через игру, которая не всегда может быть безопасна: ребенок способен придумать себе такое занятие, которое способно привести к нештатной ситуации. Поэтому наряду с воспитательным процессом, исполнением основных родительских обязанностей по отношению к своему ребенку немаловажное значение имеет привитие культуры безопасного поведения. И это заключается не только в общепризнанном «спички детям не игрушка». Папа или мама должны предвидеть на шаг вперед возможности и фантазии своего малыша. Более того, собственный пример – самое лучшее средство воспитания, в том числе и в вопросах безопасного поведения.Если ребенок с малого возраста приучается к безопасности, знает и понимает, что можно, а что нельзя (поскольку опасно), если такие правила подкрепляются родительским примером поведения, то можно сказать, что данная модель поведения будет им проецироваться в повседневной жизни, в том числе, когда он будет оставаться один, без присмотра взрослых. Приучая ребенка к самостоятельности, оставляя его одного дома, нужно быть уверенным в том, что дом – безопасная территория. В нем исключено использование неисправных электроприборов, жилье защищено автономным пожарным извещателем, на окнах установлены фиксирующие устройства, не позволяющие распахнуть фрамугу, а также минимизированы иные риски.Ребенок должен знать алгоритм действий в нештатной ситуации. Такие нештатные ситуации и действия при их возникновении можно проигрывать вместе с ним до степени автоматизма при выполнении. Ребенок должен знать номер вызова экстренных служб – 101 и 112, иметь возможность их вызова, знать свой домашний адрес, номер телефона мамы или папы. Безусловно, совсем маленькому малышу с такими задачами не справиться, а, следовательно, вопрос об оставлении ребенка дома в одиночестве должен быть закрыт до более сознательного возраста.Согласно статье 5.35 Кодекса об административных правонарушениях РФ за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних родители или законные представители ребенка могут быть привлечены к ответственности за создание условий, угрожающих жизни и здоровью ребенка, в том числе:- оставление ребенка без присмотра в условиях, представляющих опасность для его жизни и здоровья.- пренебрежение мерами безопасности, что может привести к травмам или другим негативным последствиям для ребенка.Так с какого возраста можно оставлять ребенка одного? На этот вопрос должен сам себе ответить каждый взрослый, ведь обеспечение безопасности несовершеннолетних – прямая обязанность их родителей!