Одним из актуальных вопросов в обществе является создание гарантий безопасной жизнедеятельности населения
10:37 16.02.2024
Сегодня одним из актуальных вопросов в обществе - является создание гарантий безопасной жизнедеятельности населения на всей территории нашей страны. Противостоять природным и техногенным рискам, минимизировать потери в любых чрезвычайных ситуациях можно только сообща. Именно такой подход позволяет добиваться высоких результатов в области защиты населения.
В эфире "Радио Калмыкии" заместитель начальника Главного управления МЧС России по Республике Калмыкия (по антикризисному управлению и антитеррористической деятельности) полковник внутренней службы Николай Эрендженов рассказал о работе Центра управления в кризисных ситуациях МЧС России по Республике Калмыкия.
-Добрый день, Николай Николаевич!
-Здравствуйте!
1. Николай Николаевич, в самом начале расскажите, что такое Центр управления в кризисных ситуациях, когда он организован? Вы называете его сокращенно ЦУКС...
В Главном управлении МЧС России по Республике Калмыкия Центр управления в кризисных ситуациях функционирует с 2011 года. Он является органом повседневного управления на субъектовом уровне. Именно сюда ежеминутно стекается вся информация о происшествиях в регионе, проводится мониторинг погодных явлений и многое другое. Сотрудники Центра в круглосуточном режиме «держат руку на пульсе» нашей республики. Его создали специально для совершенствования системы управления при решении задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
2. Николай Николаевич, расскажите о характерных для нашей республики рисках.
Постоянными источниками рисков для жизнедеятельности населения и территории Республики Калмыкия являются 39 возможных рисков чрезвычайных ситуаций.
Это:
- 22 риска природного характера, основные из них: засуха, чрезвычайная пожарная опасность, комплекс неблагоприятных метеоявлений и другие;
- 17 рисков техногенного характера, основные из них: ДТП, техногенные по-жары, взрывы бытового газа и другие.
Кроме этого, циклическими сезонными рисками возникновения чрезвычай-ных ситуаций на территории республики являются:
Сильный ветер, пыльные бури, сильный туман, град, снег, налипание мокрого снега, гололед, заморозки, сильная жара, и природные пожары.
3. Николай Николаевич, расскажите, а как организована работа по оповещению населения в случае ухудшения погодных условий?
Одной из основных задач МЧС России является своевременное доведение информации о вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций, рекомендациях по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций различного характера до населения.
При поступлении от Калмыцкого гидрометцентра экстренных и штормовых предупреждений об ухудшении погодных условий, дежурная смена Центра доводит неблагоприятный прогноз, модели развития обстановки и рекомендованные превентивные мероприятия до органов исполнительной власти и местного самоуправления, заинтересованных организаций, как напрямую, так и через ЕДДС муниципальных образований
Информирование населения проводится посредством СМС-рассылок, с при-влечением средств массовой информации и интернет-ресурсов. Информация размещается на сайте Главного управления и в социальных сетях на страницах нашей пресс-службы. Также информация доводится до региональных телеканалов. Представителями Главного управления для средств массовой информации записываются видеокомментарии по неблагоприятному прогнозу.
4. Что такое прогнозирование и мониторинг чрезвычайных ситуаций. В чем заключается их суть?
Важными этапами предупреждения чрезвычайных ситуаций являются мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций.
Система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является функциональной подсистемой единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
МОНИТОРИНГ чрезвычайных ситуаций — это процесс наблюдения за состоянием окружающей среды. Целью мониторинга является определение состояния изменений в природных и техногенных элементах окружающей среды, которые могут привести к чрезвычайным ситуациях. Его суть в постоянном наблюдении за процессами, происходящими в природе и техносфере, с целью предвидения нарастающих угроз для человека и среды его обитания.
А ПРОГНОЗИРОВАНИЕ чрезвычайных ситуаций - это определение вероятности возникновения и развития чрезвычайных ситуаций на основе анализа возможных причин их возникновения, их источника. Целью прогнозирования является определение времени и места наступления чрезвычайных ситуаций, вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций, а так же характер и масштаб возможных последствий. Суть прогнозирования в предвидении реализации этих угроз.
5. Николай Николаевич, расскажите, как организовано межведомственное взаимодействие с Росгидрометом?
Взаимодействие регионального МЧС с Калмыцким Центром по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды основывается на Соглашении и Регламенте информационного взаимодействия.
Информационное взаимодействие у нас осуществляется на региональном уровне.
Основными целями нашей совместной деятельности являются:
- предупреждение возникновения чрезвычайных ситуаций, осуществление мониторинга опасных природных явлений;
- снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, заблаговременная подготовка к выполнению превентивных мероприятий;
- совместная работа по совершенствованию обмена информацией, разработке и внедрению единых стандартов обмена информацией.
Взаимодействие заключается в выполнении совместных действий по организации информационного обмена при принятии решений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
6. А что такое ежедневный оперативный прогноз? Для чего он нужен?
Ежедневный оперативный прогноз чрезвычайных ситуаций - это опережающее отражение вероятности возникновения и развития чрезвычайной ситуации на основе анализа причин ее возникновения, ее источника.
Целями ежедневного оперативного прогноза являются:
- установление рисков возникновения и развития чрезвычайных ситуаций на предстоящие сутки;
- построение вероятных сценариев и последствий возникновения и развития чрезвычайных ситуаций;
- определение режимов функционирования органов управления и сил МЧС России и органов исполнительной власти и местного самоуправления;
- определение перечня мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций.
Существует такое понятие как оправдываемость прогноза.
Оправдываемость прогноза - это степень соответствия прогнозируемых характеристик ЧС фактически наблюдавшимся.
7. Николай Николаевич, вот смена ЦУКС получила оперативный прогноз. И что дальше?
При получении ежедневного оперативного прогноза, экстренного или штормового предупреждения специалист мониторинга и прогнозирования немедленно:
- доводит информацию до старшего оперативного дежурного оперативно-дежурной смены Центра и начальника центра управления в кризисных ситуациях;
- проводит анализ, обработку и обобщение прогнозируемой и оперативной информации об обстановке, связанной с природными процессами и техногенными источниками чрезвычайных ситуаций;
- сообщает в Правительство республики, ответственные министерства и ведомства, руководителям администраций муниципальных образований через ЕДДС.
Порядок и сроки доведения прогнозов ЧС до органов управления определены нормативными правовыми актами и методическими рекомендациями МЧС России. При этом необходимо учитывать приоритетность доведения оперативного ежедневного прогноза и экстренного или штормового предупреждения.
Доведение прогноза чрезвычайных ситуаций осуществляется по всем доступным средствам связи и передачи информации.
При поступлении информации о неблагоприятном прогнозе в целях заблаговременного определения масштабов и характера возможного развития чрезвычайной ситуации, специалистом дежурной смены разрабатываются модели развития складывающейся обстановки.
8. А как организованы порядок реагирования на прогноз чрезвычайных ситуаций и порядок выполнения превентивных мероприятий?
Возникновение любой чрезвычайной ситуации сразу запускает механизм реагирования и представляет собой различные органы управления, привлекаемые силы и средства, организации, обеспечивающие их функционирование.
При этом осуществляется постоянный обмен информацией между органами управления.
Реагирование на прогноз чрезвычайных ситуаций, в зависимости от ее масштаба начинается с введения соответствующего режима функционирования для органов управления и сил муниципальных образований, органов исполнительной власти, организаций на территории которых возникла угроза возникновения чрезвычайных ситуаций.
Решение о введении режима функционирования принимает руководитель органа исполнительной власти, местного самоуправления и организации. Мероприятия по подготовке к защите населения проводятся заблаговременно с учетом возможных опасностей и угроз.
Превентивные меры по снижению возможных потерь, уменьшение масштабов чрезвычайных ситуаций – это инженерная защита территорий и населения от повреждающего воздействия стихийных бедствий, аварий, природных и техногенных катастроф. Важным направлением превентивных мер, которые способствуют уменьшению масштабов чрезвычайных ситуаций, является создание и использование систем своевременного оповещения населения, которое позволяет принять своевременные меры по защите населения.
9. Расскажите о моделях развития обстановки. Что это такое?
Модель развития обстановки при чрезвычайной ситуации - это абстрактное представление чрезвычайной ситуации, предназначенное для исследования определенных аспектов этой чрезвычайной ситуации. Модели развития обстановки включают в себя информацию о количестве населения, жилых домов, социально-значимых объектов, линий электропередач, трансформаторных подстанций, др. объектов жизнеобеспечения населения, а также о метеорологической обстановке в зоне чрезвычайной ситуации.
Все модели готовятся с момента получения неблагоприятного прогноза и разрабатываются с помощью информационных ресурсов, специалистом дежурной смены Центра.
Расчет последствий чрезвычайных ситуаций осуществляется с использованием расчетных программ, по наихудшему развитию событий.
Расчеты включают в себя:
- подготовку данных о складывающейся или прогнозируемой обстановке;
- проведение расчетов с использованием расчетных программ;
- подготовку графических материалов.
В зависимости от сезонных рисков, характерных для Республики Калмыкия мы разрабатываем модели:
- рисков дорожно-транспортных происшествий при возникновении неблагоприятных погодных условий;
- риска нарушения электроснабжения и модель подтопления;
- Модель по риску природных пожаров;
- Модель по сильному ветру, осадкам, заморозкам, и др. рискам.
Разработанные модели вместе с прогнозом чрезвычайных ситуаций и экстренным или штормовым предупреждением доводятся до всех органов исполнительной власти, местного самоуправления, заинтересованных организаций и ведомств и ЕДДС муниципальных образований, руководители которых в свою очередь выполняют превентивные мероприятия по снижению ущерба, защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций, а также информирование населения.
10. Расскажите, как МЧС проводит информирование населения?
Одной из основных задач МЧС России является своевременное доведение информации о вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций, рекомендациях по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера до населения.
Информирование населения проводится по системам массового оповещения (телевидение, радиовещание, СМС-сообщения, средств массовой информации и интернет-ресурсов).
Также информация размещается на сайте Главного управления и в социальных сетях на страницах пресс-службы и доводится до региональных телеканалов: «Национальное телевидение Калмыкии» и «Вести — Калмыкия», 5-ти радиостанций: «Русское Радио», «Ретро ФМ», «Европа Плюс», «Юмор ФМ», «Радио России Калмыкия», 5-ти информагентств: «РИА-Калмыкия», «Калмыкия NEWS», «Калмыкия online», «Elista.org», «Уралан Инфо» и при помощи системы информирования и оповещения населения в общественном транспорте.
Представителями главного управления МЧС России по Республике Калмыкия даются видеокомментарии о неблагоприятном прогнозе.
В общем, принимаются все меры для того, чтобы наше население было проинформировано.
В эфире "Радио Калмыкии" заместитель начальника Главного управления МЧС России по Республике Калмыкия (по антикризисному управлению и антитеррористической деятельности) полковник внутренней службы Николай Эрендженов рассказал о работе Центра управления в кризисных ситуациях МЧС России по Республике Калмыкия.
-Добрый день, Николай Николаевич!
-Здравствуйте!
1. Николай Николаевич, в самом начале расскажите, что такое Центр управления в кризисных ситуациях, когда он организован? Вы называете его сокращенно ЦУКС...
В Главном управлении МЧС России по Республике Калмыкия Центр управления в кризисных ситуациях функционирует с 2011 года. Он является органом повседневного управления на субъектовом уровне. Именно сюда ежеминутно стекается вся информация о происшествиях в регионе, проводится мониторинг погодных явлений и многое другое. Сотрудники Центра в круглосуточном режиме «держат руку на пульсе» нашей республики. Его создали специально для совершенствования системы управления при решении задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
2. Николай Николаевич, расскажите о характерных для нашей республики рисках.
Постоянными источниками рисков для жизнедеятельности населения и территории Республики Калмыкия являются 39 возможных рисков чрезвычайных ситуаций.
Это:
- 22 риска природного характера, основные из них: засуха, чрезвычайная пожарная опасность, комплекс неблагоприятных метеоявлений и другие;
- 17 рисков техногенного характера, основные из них: ДТП, техногенные по-жары, взрывы бытового газа и другие.
Кроме этого, циклическими сезонными рисками возникновения чрезвычай-ных ситуаций на территории республики являются:
Сильный ветер, пыльные бури, сильный туман, град, снег, налипание мокрого снега, гололед, заморозки, сильная жара, и природные пожары.
3. Николай Николаевич, расскажите, а как организована работа по оповещению населения в случае ухудшения погодных условий?
Одной из основных задач МЧС России является своевременное доведение информации о вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций, рекомендациях по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций различного характера до населения.
При поступлении от Калмыцкого гидрометцентра экстренных и штормовых предупреждений об ухудшении погодных условий, дежурная смена Центра доводит неблагоприятный прогноз, модели развития обстановки и рекомендованные превентивные мероприятия до органов исполнительной власти и местного самоуправления, заинтересованных организаций, как напрямую, так и через ЕДДС муниципальных образований
Информирование населения проводится посредством СМС-рассылок, с при-влечением средств массовой информации и интернет-ресурсов. Информация размещается на сайте Главного управления и в социальных сетях на страницах нашей пресс-службы. Также информация доводится до региональных телеканалов. Представителями Главного управления для средств массовой информации записываются видеокомментарии по неблагоприятному прогнозу.
4. Что такое прогнозирование и мониторинг чрезвычайных ситуаций. В чем заключается их суть?
Важными этапами предупреждения чрезвычайных ситуаций являются мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций.
Система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является функциональной подсистемой единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
МОНИТОРИНГ чрезвычайных ситуаций — это процесс наблюдения за состоянием окружающей среды. Целью мониторинга является определение состояния изменений в природных и техногенных элементах окружающей среды, которые могут привести к чрезвычайным ситуациях. Его суть в постоянном наблюдении за процессами, происходящими в природе и техносфере, с целью предвидения нарастающих угроз для человека и среды его обитания.
А ПРОГНОЗИРОВАНИЕ чрезвычайных ситуаций - это определение вероятности возникновения и развития чрезвычайных ситуаций на основе анализа возможных причин их возникновения, их источника. Целью прогнозирования является определение времени и места наступления чрезвычайных ситуаций, вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций, а так же характер и масштаб возможных последствий. Суть прогнозирования в предвидении реализации этих угроз.
5. Николай Николаевич, расскажите, как организовано межведомственное взаимодействие с Росгидрометом?
Взаимодействие регионального МЧС с Калмыцким Центром по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды основывается на Соглашении и Регламенте информационного взаимодействия.
Информационное взаимодействие у нас осуществляется на региональном уровне.
Основными целями нашей совместной деятельности являются:
- предупреждение возникновения чрезвычайных ситуаций, осуществление мониторинга опасных природных явлений;
- снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, заблаговременная подготовка к выполнению превентивных мероприятий;
- совместная работа по совершенствованию обмена информацией, разработке и внедрению единых стандартов обмена информацией.
Взаимодействие заключается в выполнении совместных действий по организации информационного обмена при принятии решений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
6. А что такое ежедневный оперативный прогноз? Для чего он нужен?
Ежедневный оперативный прогноз чрезвычайных ситуаций - это опережающее отражение вероятности возникновения и развития чрезвычайной ситуации на основе анализа причин ее возникновения, ее источника.
Целями ежедневного оперативного прогноза являются:
- установление рисков возникновения и развития чрезвычайных ситуаций на предстоящие сутки;
- построение вероятных сценариев и последствий возникновения и развития чрезвычайных ситуаций;
- определение режимов функционирования органов управления и сил МЧС России и органов исполнительной власти и местного самоуправления;
- определение перечня мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций.
Существует такое понятие как оправдываемость прогноза.
Оправдываемость прогноза - это степень соответствия прогнозируемых характеристик ЧС фактически наблюдавшимся.
7. Николай Николаевич, вот смена ЦУКС получила оперативный прогноз. И что дальше?
При получении ежедневного оперативного прогноза, экстренного или штормового предупреждения специалист мониторинга и прогнозирования немедленно:
- доводит информацию до старшего оперативного дежурного оперативно-дежурной смены Центра и начальника центра управления в кризисных ситуациях;
- проводит анализ, обработку и обобщение прогнозируемой и оперативной информации об обстановке, связанной с природными процессами и техногенными источниками чрезвычайных ситуаций;
- сообщает в Правительство республики, ответственные министерства и ведомства, руководителям администраций муниципальных образований через ЕДДС.
Порядок и сроки доведения прогнозов ЧС до органов управления определены нормативными правовыми актами и методическими рекомендациями МЧС России. При этом необходимо учитывать приоритетность доведения оперативного ежедневного прогноза и экстренного или штормового предупреждения.
Доведение прогноза чрезвычайных ситуаций осуществляется по всем доступным средствам связи и передачи информации.
При поступлении информации о неблагоприятном прогнозе в целях заблаговременного определения масштабов и характера возможного развития чрезвычайной ситуации, специалистом дежурной смены разрабатываются модели развития складывающейся обстановки.
8. А как организованы порядок реагирования на прогноз чрезвычайных ситуаций и порядок выполнения превентивных мероприятий?
Возникновение любой чрезвычайной ситуации сразу запускает механизм реагирования и представляет собой различные органы управления, привлекаемые силы и средства, организации, обеспечивающие их функционирование.
При этом осуществляется постоянный обмен информацией между органами управления.
Реагирование на прогноз чрезвычайных ситуаций, в зависимости от ее масштаба начинается с введения соответствующего режима функционирования для органов управления и сил муниципальных образований, органов исполнительной власти, организаций на территории которых возникла угроза возникновения чрезвычайных ситуаций.
Решение о введении режима функционирования принимает руководитель органа исполнительной власти, местного самоуправления и организации. Мероприятия по подготовке к защите населения проводятся заблаговременно с учетом возможных опасностей и угроз.
Превентивные меры по снижению возможных потерь, уменьшение масштабов чрезвычайных ситуаций – это инженерная защита территорий и населения от повреждающего воздействия стихийных бедствий, аварий, природных и техногенных катастроф. Важным направлением превентивных мер, которые способствуют уменьшению масштабов чрезвычайных ситуаций, является создание и использование систем своевременного оповещения населения, которое позволяет принять своевременные меры по защите населения.
9. Расскажите о моделях развития обстановки. Что это такое?
Модель развития обстановки при чрезвычайной ситуации - это абстрактное представление чрезвычайной ситуации, предназначенное для исследования определенных аспектов этой чрезвычайной ситуации. Модели развития обстановки включают в себя информацию о количестве населения, жилых домов, социально-значимых объектов, линий электропередач, трансформаторных подстанций, др. объектов жизнеобеспечения населения, а также о метеорологической обстановке в зоне чрезвычайной ситуации.
Все модели готовятся с момента получения неблагоприятного прогноза и разрабатываются с помощью информационных ресурсов, специалистом дежурной смены Центра.
Расчет последствий чрезвычайных ситуаций осуществляется с использованием расчетных программ, по наихудшему развитию событий.
Расчеты включают в себя:
- подготовку данных о складывающейся или прогнозируемой обстановке;
- проведение расчетов с использованием расчетных программ;
- подготовку графических материалов.
В зависимости от сезонных рисков, характерных для Республики Калмыкия мы разрабатываем модели:
- рисков дорожно-транспортных происшествий при возникновении неблагоприятных погодных условий;
- риска нарушения электроснабжения и модель подтопления;
- Модель по риску природных пожаров;
- Модель по сильному ветру, осадкам, заморозкам, и др. рискам.
Разработанные модели вместе с прогнозом чрезвычайных ситуаций и экстренным или штормовым предупреждением доводятся до всех органов исполнительной власти, местного самоуправления, заинтересованных организаций и ведомств и ЕДДС муниципальных образований, руководители которых в свою очередь выполняют превентивные мероприятия по снижению ущерба, защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций, а также информирование населения.
10. Расскажите, как МЧС проводит информирование населения?
Одной из основных задач МЧС России является своевременное доведение информации о вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций, рекомендациях по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера до населения.
Информирование населения проводится по системам массового оповещения (телевидение, радиовещание, СМС-сообщения, средств массовой информации и интернет-ресурсов).
Также информация размещается на сайте Главного управления и в социальных сетях на страницах пресс-службы и доводится до региональных телеканалов: «Национальное телевидение Калмыкии» и «Вести — Калмыкия», 5-ти радиостанций: «Русское Радио», «Ретро ФМ», «Европа Плюс», «Юмор ФМ», «Радио России Калмыкия», 5-ти информагентств: «РИА-Калмыкия», «Калмыкия NEWS», «Калмыкия online», «Elista.org», «Уралан Инфо» и при помощи системы информирования и оповещения населения в общественном транспорте.
Представителями главного управления МЧС России по Республике Калмыкия даются видеокомментарии о неблагоприятном прогнозе.
В общем, принимаются все меры для того, чтобы наше население было проинформировано.