Ради жизни на земле: 80-летию Великой Победы
11:07 10.04.2025
Из дневника Сергея Гордеевича Голубева, заместителя начальника УПО г. Ленинграда.25 июня 1941 года. Среда
Образовано Информационное бюро СССР. Сводки идут от его имени. Сегодня передали по радио, что противник нажимает на всех направлениях фронта. Создана угроза городам Каунас, Вильно, Гродно, где идут ожесточенные бои. Красная армия пока сдерживает напор. Наша авиация бомбила трижды Кенигсберг, Данциг, Варшаву, Люблин, Констанцу и Сулин (в Румынии). В Финском заливе потоплена неприятельская подлодка. Противник бомбардировал Кандалакшу (24 июня), сбросил бомбы у Кронштадта и на Карельском перешейке.
В США, видимо, вступление в войну Германии с СССР встречено ликованием. Сняты секвестры (запреты, ограничения) на фонды СССР. Рузвельт объявил о всевозможной помощи СССР со стороны США. Английская печать сочувственно отзывается об СССР.
Сегодня с утра были две ВТ, длившиеся по 40-60 минут. Самолеты противника над городом не появились.
Выяснилось, что у нас во дворе, в здании техникума живет чистокровная немка, жительница Берлина, женщина с образованием, домашняя работница преподавательницы литературы Мудровой. Муж этой «работницы» в ссылке на десять лет, зять тоже. Немедленно выселили.
Турецкий посол Хайдар Актай посетил Молотова и передал ноту о нейтралитете Турции в войне.
Румыния и Финляндия предоставили свои территории немецким войскам и выступили по существу без объявления войны СССР.
Немцы стали сбрасывать по пять-десять парашютистов-диверсантов, одетых в форму советских милиционеров. После сообщения об этом по радио население стало внимательно присматриваться к милиционерам. За городом, на перекрестках дежурят лица начсостава милиции. Для борьбы с диверсантами созданы в тылу батальоны, подчиненные НКВД.
Мы вообще стали подозрительно ко всему относиться. Вчера мимо нашего дома проехала желтая автомашина ЗИС-101, а за ней гнался милиционер на мотоцикле с револьвером в руке. Вот сейчас, в 3 часа ночи, проехал мимо дома грузовой автофургон и пролил какую-то жидкость. След от нее маслянистый, шло испарение, пахнет хлором. Проба на лакмусовую бумагу дала положительную реакцию. Бумага пожелтела. Подозрение на фосген. Вчера в районе колхоза «Рот фронт» в Стрельне, где живут немцы-колонисты, найдена немецкая автоматическая винтовка. Ищут парашютистов. Пока не нашли.
26 июня 1941 года. Четверг
Ночь спали спокойно. Тревоги не было. Стоит прекрасная солнечная погода. Не верится, в такую погоду люди на западе не наслаждаются природой, а убивают друг друга. Однако это факт. Законы войны неумолимы.
В сегодняшней сводке указывается, что противник продолжает давление по всему фронту. У Вильно ему удалось продвинуться в пригородный район. Всюду идут ожесточенные бои с применением всех видов оружия. Сбито свыше семидесяти самолетов противника. Наша авиация бомбардировала аэродромы Финляндии, г. Мемель, военные суда, Констанцу.
Мобилизация продолжается.
Вчера в городе были две тревоги. В первую прорвались у Выборга двадцать пять самолетов, во вторую — девять у Териок (Териоки — ныне город Зеленогорск). Самолеты были отогнаны.
Вчера в английском парламенте обсуждался вопрос о политике в отношении СССР. Докладывал Иден. Политика наметилась благожелательная. Иден сообщил, что правительство СССР согласилось на посылку Англией военной и экономической миссий. Итак, наметилось военное сотрудничество СССР с Англией и США.
Получили указание из УУЗа (Управление учебными заведениями) о выпуске досрочно слушателей второго курса без экзаменов. Через четыре месяца должны выпустить и первый курс. 10 июля приедет пополнение для годичного обучения. В ноябре (наверное) пришлют еще на первый курс.
Мы уже начинаем привыкать к военной обстановке. Уже нет той нервозности, как это было 22 июня. Люди спокойно работают. Каждое утро в 6 часов слушают сообщение Советского Информбюро. Все высказывают негодование по адресу Гитлера. Все понимают, что германский народ не против нас. Как жаль, что этот прекрасный, умный, энергичный и культурный народ позволил командовать собою такому чудовищу, как Гитлер. История не простит ему кровожадности. Не умереть ему своей смертью. Мы поможем ему уйти поскорее из жизни.
Вечером передали по радио Указы Президиума Верховного Совета о пособиях семьям ушедших в армию, о бесплатной передаче бойцам обмундирования, об отмене очередных и дополнительных отпусков, о праве директоров на сверхурочные работы от одного до трех часов с оплатой в полуторном размере.
27 июня 1941 года. Пятница
Противник продолжает теснить наши войска. Действуют преимущественно бронетанковые и авиационные войска. Красная Армия сдерживает напор и контратакует части противника. Наша авиация бомбардировала Бухарест, Констанцу и нефтепромыслы в Румынии.
Выяснилось, что в каждом румынском полку находится по сорок немецких солдат и офицеров. Сзади румынских частей находится артиллерия.
В Балтийском море потоплены две подлодки противника.
Немцы посылают в бой пехотные части, одетые в форму красноармейцев. Коварство на каждом шагу. Спускают по четыре-шесть парашютистов с радиостанциями.
Радио сообщило, что немецкая подлодка потопила в сорока милях от берегов Турции турецкий пароход, на котором ехали сто морских офицеров. Так Гитлер практически реализует пакт о дружбе с Турцией.
Иранский посол Мохамед Соед передал ноту СССР о нейтралитете Ирана.
Ночь прошла спокойно. Хотя погода была благоприятна для налета на город. Я ночевал в кабинете. В 3 часа ночи приехал М.П. Блейхман. Поезда стали ходить с перебоями. Железные дороги заняты перевозками войск и боеприпасов.
Днем радио сообщило, что румынское правительство покинуло Бухарест и выехало в неизвестном направлении. За ними последовали дипломатические представители.
Наш посол в США Уманский посетил Государственный департамент и уведомил о нападении Германии на СССР. В ответной речи зам. Госсекретаря Уэллес заявил, что всякая просьба СССР будет рассмотрена немедленно и в максимально дружественной атмосфере.
На имя В.М. Молотова поступила следующая телеграмма из Лондона: «Англо-русский парламентский комитет выражает возмущение неспровоцированным нападением гитлеровской Германией на СССР. Комитет уверен, что советские вооруженные силы отбросят назад и уничтожат легионы нацистских гангстеров. Комитет сделает все, что окажется в его силах, для того чтобы проследить за оказанием Англией всевозможной помощи СССР, прилагающему все усилия, чтобы избавить мир от нацистских преступников».
Англия тратит в день на войну 10 250 тысяч фунтов стерлингов.
Полька Юлия Барлицкая, прибывшая в Москву 26 июня, сообщила: в Варшаве населения полтора миллиона человек. Живут очень плохо. Нет жиров, мяса, молока, сахару. Поляков бьют, иногда убивают. Немецкие власти запретили лечить еврейских детей до трехлетнего возраста и стариков старше шестидесяти лет. Евреев подвергают насильственной стерилизации. Город разделен на три части: немецкую, польскую и еврейскую. Режим соответствует национальности. Поляки получают в день по 350 гр. хлеба, евреи — по 750 гр. в неделю. Польшу ограбили. Вывезено заводское оборудование, продовольствие, разные товары, белье, одежда. В квартирах даже снимали клеенки со столов.
Положение в Словакии не лучше. Закрываются фабрики из-за неимения сырья. Кожевенная и текстильная промышленность не работает.
В «Правде» от 26 июня помещена интересная статья Александрова «Фашизм — лютый враг человечества». Он пишет: «Германией правят «завсегдатаи кабаков и участники почти всех преступлений, совершенных в Германии за последние годы. Страна, давшая миру Гете и Лессинга, Гейне и Бетховена, Гегеля, Маркса и Энгельса, теперь вынуждена под страхом штыка и виселицы переносить кровавые оргии своих столь же наглых, сколь и недальновидных правителей. Гитлеровские преступники вовлекли в войну большинство населения земного шара»…
Люди, которых проклинают и будут проклинать миллионы, имена которых народы будут всегда произносить с ненавистью и чувством величайшего омерзения — Гитлер, Геринг, Геббельс, Фрик, Риббентроп и др. — это выродки с темным разнообразным прошлым.
По Гитлеру, «понимание масс ограничено, их разум мал», народ «сам по себе ленив». Геббельс призывал «снова обратиться к самым примитивным инстинктам масс». «Разрушение, истребление, уничтожение! Концлагерь, виселица, расстрел!» — вот наиболее часто встречающиеся слова в речах и статьях правителей Германии. Война для них — нормальное состояние человечества. Жизнь — есть война. Гитлер однажды сказал: «Война — это я».
Фашизм — главный враг всех народов и государств. Цель его: уничтожение национальной самостоятельности и целостности народов и государств.
Вечернее радио передало о некотором отступлении наших войск в минском направлении. Идут ожесточеннейшие бои. Наша авиация бомбардировала румынские города и нефтепромыслы.
В связи с выброской противником парашютистов в форме милиционеров в городе происходят курьезы. Население стало подозрительно относиться к разным людям. Вот факты… В Колпино инструктор горкома партии направлялся на радиостанцию и, не зная адреса, спросил об этом мальчика. Последний заподозрил его, собрал других мальчишек, и они забросали камнями и заплевали инструктора. На одной из улиц Ленинграда заподозрили инженера, составлявшего записи на улице для сметы на стройку. Его чуть не избили, не поверили ему и тогда, когда он показал паспорт. Проводили до места службы. Отпустили, к сожалению, убедившись, что он не немец. Мой помощник, майор Сутулов, был у трамвайной остановки. Женщины пригласили его для проверки документов у подозрительного человека, севшего в трамвайный вагон. Проверили, оказался рабочий завода «Электросила».
На курортах, как оказалось, была паника 22 июня. Все почувствовали, что им надо немедленно ехать к месту работы, но не знали, как уехать. М.П. Блейхман, начальник Ленинградского пожарного техникума, ехал в купе в числе десяти человек. Спал в багажной конуре наверху. Многие сидели на чемоданах в коридоре вагона. В бесплацкартных вагонах вообще была страшная толчея.
Образовано Информационное бюро СССР. Сводки идут от его имени. Сегодня передали по радио, что противник нажимает на всех направлениях фронта. Создана угроза городам Каунас, Вильно, Гродно, где идут ожесточенные бои. Красная армия пока сдерживает напор. Наша авиация бомбила трижды Кенигсберг, Данциг, Варшаву, Люблин, Констанцу и Сулин (в Румынии). В Финском заливе потоплена неприятельская подлодка. Противник бомбардировал Кандалакшу (24 июня), сбросил бомбы у Кронштадта и на Карельском перешейке.
В США, видимо, вступление в войну Германии с СССР встречено ликованием. Сняты секвестры (запреты, ограничения) на фонды СССР. Рузвельт объявил о всевозможной помощи СССР со стороны США. Английская печать сочувственно отзывается об СССР.
Сегодня с утра были две ВТ, длившиеся по 40-60 минут. Самолеты противника над городом не появились.
Выяснилось, что у нас во дворе, в здании техникума живет чистокровная немка, жительница Берлина, женщина с образованием, домашняя работница преподавательницы литературы Мудровой. Муж этой «работницы» в ссылке на десять лет, зять тоже. Немедленно выселили.
Турецкий посол Хайдар Актай посетил Молотова и передал ноту о нейтралитете Турции в войне.
Румыния и Финляндия предоставили свои территории немецким войскам и выступили по существу без объявления войны СССР.
Немцы стали сбрасывать по пять-десять парашютистов-диверсантов, одетых в форму советских милиционеров. После сообщения об этом по радио население стало внимательно присматриваться к милиционерам. За городом, на перекрестках дежурят лица начсостава милиции. Для борьбы с диверсантами созданы в тылу батальоны, подчиненные НКВД.
Мы вообще стали подозрительно ко всему относиться. Вчера мимо нашего дома проехала желтая автомашина ЗИС-101, а за ней гнался милиционер на мотоцикле с револьвером в руке. Вот сейчас, в 3 часа ночи, проехал мимо дома грузовой автофургон и пролил какую-то жидкость. След от нее маслянистый, шло испарение, пахнет хлором. Проба на лакмусовую бумагу дала положительную реакцию. Бумага пожелтела. Подозрение на фосген. Вчера в районе колхоза «Рот фронт» в Стрельне, где живут немцы-колонисты, найдена немецкая автоматическая винтовка. Ищут парашютистов. Пока не нашли.
26 июня 1941 года. Четверг
Ночь спали спокойно. Тревоги не было. Стоит прекрасная солнечная погода. Не верится, в такую погоду люди на западе не наслаждаются природой, а убивают друг друга. Однако это факт. Законы войны неумолимы.
В сегодняшней сводке указывается, что противник продолжает давление по всему фронту. У Вильно ему удалось продвинуться в пригородный район. Всюду идут ожесточенные бои с применением всех видов оружия. Сбито свыше семидесяти самолетов противника. Наша авиация бомбардировала аэродромы Финляндии, г. Мемель, военные суда, Констанцу.
Мобилизация продолжается.
Вчера в городе были две тревоги. В первую прорвались у Выборга двадцать пять самолетов, во вторую — девять у Териок (Териоки — ныне город Зеленогорск). Самолеты были отогнаны.
Вчера в английском парламенте обсуждался вопрос о политике в отношении СССР. Докладывал Иден. Политика наметилась благожелательная. Иден сообщил, что правительство СССР согласилось на посылку Англией военной и экономической миссий. Итак, наметилось военное сотрудничество СССР с Англией и США.
Получили указание из УУЗа (Управление учебными заведениями) о выпуске досрочно слушателей второго курса без экзаменов. Через четыре месяца должны выпустить и первый курс. 10 июля приедет пополнение для годичного обучения. В ноябре (наверное) пришлют еще на первый курс.
Мы уже начинаем привыкать к военной обстановке. Уже нет той нервозности, как это было 22 июня. Люди спокойно работают. Каждое утро в 6 часов слушают сообщение Советского Информбюро. Все высказывают негодование по адресу Гитлера. Все понимают, что германский народ не против нас. Как жаль, что этот прекрасный, умный, энергичный и культурный народ позволил командовать собою такому чудовищу, как Гитлер. История не простит ему кровожадности. Не умереть ему своей смертью. Мы поможем ему уйти поскорее из жизни.
Вечером передали по радио Указы Президиума Верховного Совета о пособиях семьям ушедших в армию, о бесплатной передаче бойцам обмундирования, об отмене очередных и дополнительных отпусков, о праве директоров на сверхурочные работы от одного до трех часов с оплатой в полуторном размере.
27 июня 1941 года. Пятница
Противник продолжает теснить наши войска. Действуют преимущественно бронетанковые и авиационные войска. Красная Армия сдерживает напор и контратакует части противника. Наша авиация бомбардировала Бухарест, Констанцу и нефтепромыслы в Румынии.
Выяснилось, что в каждом румынском полку находится по сорок немецких солдат и офицеров. Сзади румынских частей находится артиллерия.
В Балтийском море потоплены две подлодки противника.
Немцы посылают в бой пехотные части, одетые в форму красноармейцев. Коварство на каждом шагу. Спускают по четыре-шесть парашютистов с радиостанциями.
Радио сообщило, что немецкая подлодка потопила в сорока милях от берегов Турции турецкий пароход, на котором ехали сто морских офицеров. Так Гитлер практически реализует пакт о дружбе с Турцией.
Иранский посол Мохамед Соед передал ноту СССР о нейтралитете Ирана.
Ночь прошла спокойно. Хотя погода была благоприятна для налета на город. Я ночевал в кабинете. В 3 часа ночи приехал М.П. Блейхман. Поезда стали ходить с перебоями. Железные дороги заняты перевозками войск и боеприпасов.
Днем радио сообщило, что румынское правительство покинуло Бухарест и выехало в неизвестном направлении. За ними последовали дипломатические представители.
Наш посол в США Уманский посетил Государственный департамент и уведомил о нападении Германии на СССР. В ответной речи зам. Госсекретаря Уэллес заявил, что всякая просьба СССР будет рассмотрена немедленно и в максимально дружественной атмосфере.
На имя В.М. Молотова поступила следующая телеграмма из Лондона: «Англо-русский парламентский комитет выражает возмущение неспровоцированным нападением гитлеровской Германией на СССР. Комитет уверен, что советские вооруженные силы отбросят назад и уничтожат легионы нацистских гангстеров. Комитет сделает все, что окажется в его силах, для того чтобы проследить за оказанием Англией всевозможной помощи СССР, прилагающему все усилия, чтобы избавить мир от нацистских преступников».
Англия тратит в день на войну 10 250 тысяч фунтов стерлингов.
Полька Юлия Барлицкая, прибывшая в Москву 26 июня, сообщила: в Варшаве населения полтора миллиона человек. Живут очень плохо. Нет жиров, мяса, молока, сахару. Поляков бьют, иногда убивают. Немецкие власти запретили лечить еврейских детей до трехлетнего возраста и стариков старше шестидесяти лет. Евреев подвергают насильственной стерилизации. Город разделен на три части: немецкую, польскую и еврейскую. Режим соответствует национальности. Поляки получают в день по 350 гр. хлеба, евреи — по 750 гр. в неделю. Польшу ограбили. Вывезено заводское оборудование, продовольствие, разные товары, белье, одежда. В квартирах даже снимали клеенки со столов.
Положение в Словакии не лучше. Закрываются фабрики из-за неимения сырья. Кожевенная и текстильная промышленность не работает.
В «Правде» от 26 июня помещена интересная статья Александрова «Фашизм — лютый враг человечества». Он пишет: «Германией правят «завсегдатаи кабаков и участники почти всех преступлений, совершенных в Германии за последние годы. Страна, давшая миру Гете и Лессинга, Гейне и Бетховена, Гегеля, Маркса и Энгельса, теперь вынуждена под страхом штыка и виселицы переносить кровавые оргии своих столь же наглых, сколь и недальновидных правителей. Гитлеровские преступники вовлекли в войну большинство населения земного шара»…
Люди, которых проклинают и будут проклинать миллионы, имена которых народы будут всегда произносить с ненавистью и чувством величайшего омерзения — Гитлер, Геринг, Геббельс, Фрик, Риббентроп и др. — это выродки с темным разнообразным прошлым.
По Гитлеру, «понимание масс ограничено, их разум мал», народ «сам по себе ленив». Геббельс призывал «снова обратиться к самым примитивным инстинктам масс». «Разрушение, истребление, уничтожение! Концлагерь, виселица, расстрел!» — вот наиболее часто встречающиеся слова в речах и статьях правителей Германии. Война для них — нормальное состояние человечества. Жизнь — есть война. Гитлер однажды сказал: «Война — это я».
Фашизм — главный враг всех народов и государств. Цель его: уничтожение национальной самостоятельности и целостности народов и государств.
Вечернее радио передало о некотором отступлении наших войск в минском направлении. Идут ожесточеннейшие бои. Наша авиация бомбардировала румынские города и нефтепромыслы.
В связи с выброской противником парашютистов в форме милиционеров в городе происходят курьезы. Население стало подозрительно относиться к разным людям. Вот факты… В Колпино инструктор горкома партии направлялся на радиостанцию и, не зная адреса, спросил об этом мальчика. Последний заподозрил его, собрал других мальчишек, и они забросали камнями и заплевали инструктора. На одной из улиц Ленинграда заподозрили инженера, составлявшего записи на улице для сметы на стройку. Его чуть не избили, не поверили ему и тогда, когда он показал паспорт. Проводили до места службы. Отпустили, к сожалению, убедившись, что он не немец. Мой помощник, майор Сутулов, был у трамвайной остановки. Женщины пригласили его для проверки документов у подозрительного человека, севшего в трамвайный вагон. Проверили, оказался рабочий завода «Электросила».
На курортах, как оказалось, была паника 22 июня. Все почувствовали, что им надо немедленно ехать к месту работы, но не знали, как уехать. М.П. Блейхман, начальник Ленинградского пожарного техникума, ехал в купе в числе десяти человек. Спал в багажной конуре наверху. Многие сидели на чемоданах в коридоре вагона. В бесплацкартных вагонах вообще была страшная толчея.